За 2015 год возбуждено десять уголовных дел по фактам терроризма, из них пять — по случаям участия южноуральцев в сирийском конфликте на стороне ИГИЛ (деятельность организации запрещена в России и ряде других стран). Об этом на пресс-конференции 3 февраля сообщил старший помощник прокурора Челябинской области Анатолий Сараев. Подробности — в материале Chelyabinsk.ru.
Вербовка в Сети и за чашкой чая
По итогам прошлого года прокуратура выявила около 240 нарушений закона о противодействии экстремистской деятельности. И если пять-семь лет назад это были единичные случаи, то теперь зафиксировано 23 преступления экстремистского характера и десять — террористического.
«Половина этих преступлений совершаются с использованием глобальной сети, где распространяются призывы к этой деятельности. Возбуждено было 17 уголовных дел, раньше было меньше, так как законодатель не мог определиться с Интернетом. За прошлый год возбуждено десять уголовных дел по преступлениям террористического характера, половина из них — по отъезду наших земляков на боевые действия в Сирии, — отметил Анатолий Сараев. — Затем один человек, которого завербовали и который там побывал, вернулся через Казахстан и очень просил принять его назад, в Россию. Образование у него высшее, достаточно обеспеченный человек, но попал под влияние вербовщиков. В итоге дело в отношении него было закрыто. По оставшимся четверым дела возбуждены, они продолжают воевать, следственные действия проводятся. Ждем их возвращения или сведений о их смерти. Едут воевать в основном не ради денег, а за идею».
По информации муфтия Челябинской и Курганской областей, ислам исповедуют 14% южноуральцев, всего в нашем регионе зарегистрировано 129 общин. «Надо учитывать, что не все ходят в мечеть регулярно, но часто мечети переполнены и даже на улице молятся, несмотря на морозы, — отметил Ринат Раев. — В Магнитогорске в ежедневных молитвах 300 человек собираются. 87% всех молящихся — молодежь, и они не ради моды идут, а искренне».
Представитель УФСБ по Челябинской области подчеркнул на пресс-конференции, что Челябинская область всегда была интересна для террористов и экстремистов своей многонациональностью и поликонфессиональностью: «В регионе раскрыт ряд ячеек организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (запрещена в РФ. — Прим. ред.), есть южноуральцы, которые выехали на боевые действия в Сирию и афгано-пакистанскую зону. Вербуют их под видом интернет-знакомств. Общение переходит в религиозную плоскость, вербовщик убеждает жертву в неправильности убеждений, склоняет к принятию ислама в его радикально-сектантстком варианте, где нормы в гипертрофированной форме, исповедуются идеи нетерпимости, в том числе религиозной».
Другой вариант вербовки — очный: «После пятничного намаза к верующим могут подойти, пригласить на общение за чаем. С бытовых вопросов разговор переходит на веру, потом дают книги почитать. И книги начального уровня не проповедуют сразу радикальный ислам, а зарождают в человеке сомнения. А надо понимать, что все, кто уезжает воевать в Сирию, намереваются вернуться, чтобы устанавливать халифат на территории Челябинской области и России», — отметил представитель спецслужб, уточнив, что деятельность центрального и регионального духовных управлений мусульман помогает держать ситуацию с радикальным исламизмом под контролем.
Регион стабильности
«Челябинская область — одна из самых стабильных в смысле экстремизма. В перспективе радикальный исламизм здесь возможен, если органы власти и местного самоуправления не будут поддерживать общины ханафитского ислама и не будет налажена система подготовки религиозных кадров, — отметил начальник управления национальной политики министерства культуры Челябинской области Илья Аносов. — До 1917 года имамы получали жалование из министерства юстиции, большевики отменили эту инициативу мудрой Екатерины II. В 1998 году руководство области заключило соглашение с верховным муфтием, сегодня губернатором даны очень жесткие указания по восстановлению медресе в Троицке. И если решим вопрос подготовки кадров, эту проблему снимем с повестки».
Нехватка кадров очень беспокоит и муфтия Челябинской и Курганской областей Рината хаджи-хазрат Раева: «Периодически имамами становятся люди без богословского образования, если только умеют молиться традиционно — не хватает образованных служителей... Конечно, без богословского образования трудно отличать радикальные течения и пресекать зачатки экстремизма среди верующих. Потому и говорим о подготовке кадров, ведь не зря сказано «кадры решают всё». Мы должны восстановить систему духовного образования, если будут выученные здесь служители, будут на нашей земле мир и порядок. Наша задача — просвещать население и также мигрантов из Средней Азии, которых у нас достаточно. Мы из их среды выбрали кандидатов, они учились в исламском университете, теперь работают у нас имамами».
Муфтий отметил, что очень важна совместная работа с органами власти и представителями других религий: «Многое в области профилактики религиозного экстремизма делается благодаря совместной работе власти и духовенства, не только с губернатором, но и с 90% муниципалитетов подписаны соглашения. Традиционный ислам во все времена уживался со всеми конфессиями и народами. У нас с христианами и иудеями одни ценности, мы авраамические религии, в Коране написано, что самые близкие нам — иудеи и христиане».
Религия и радикализм
Руководитель немецкого культурного центра Александр Нахтигаль в контексте затронутой на пресс-конференции темы «радикального исламизма» отметил, что это некорректный термин — есть ислам и его радикальные формы: «Увы, борьба за умы людей выходит на передний план. Экономический кризис, политическая нестабильность — всё это благодатная почва для вируса радикального ислама. Наша задача — создать избыточное давление, которое делает общество невосприимчивым к радикальным формам, которые пропагандируют разрушение государства и межнациональных, межгосударственных связей».
В январе сотрудники ФСБ задержали в Усть-Катаве членов межэтнической группы горожан, придерживающихся идеологии радикального ислама. В местах, где они жили, на городском рынке и в молельной комнате было найдено более 50 экземпляров религиозной литературы. Около 20 из этих книг внесены в федеральный список экстремистских материалов и запрещены. У неформального лидера общины, ранее судимого за убийство, нашли компоненты, с помощью которых можно изготовить взрывчатое вещество в кустарных условиях.
Поскольку возник вопрос о радикальности религий в целом, Анатолий Сараев сообщил, что «есть факты привлечения к уголовной ответственности участников признанной Верховным судом экстремистской организации «Духовно-родовая держава Русь», в отношении одного из участников которой дело направлено в еманжелинский суд». Представитель ФСБ также отметил, что радикальные течения бывают во всех религиях и идеологиях, но «ислам более всеобъемлющ касательно всех сфер жизни человека, и этим пользуются радикалы, которые подменяют понятия».
Илья Аносов определил «Исламское государство Ирака и Леванта» (деятельность организации запрещена в России и ряде других стран) как разновидность деструктивной идеологии: «ИГИЛ — тот же троцкизм: разрушение государственности и установление нового мирового порядка».
«Надо называть вещи своими именами, не нужно говорить о каком-то «Исламском государстве», — высказался муфтий Ринат Раев. — Если организация называется ДАИШ — значит ДАИШ, это переводится как «разрушитель, варвар». Люди привыкают слышать про ИГИЛ и думают, что если война идет против «Исламского государства», то она ведется против ислама, а это неверно. Нужно разъяснять и правильно подбирать слова».
Говоря в дальнейшем о словах, муфтий пояснил, что Коран называет джихадом: «Священная война, джихад, — это борьба со своими пороками, самая великая и священная война. И это превыше всего — бороться со своими недостатками. А убийство даже одного человека равноценно убийству всего населения земного шара. Верить или нет — это Богом дано, и когда ставят автомат к голове и принуждают принять ислам — это неправильно, это противоречит нашей вере. В Коране прописано, что будут перед последними временами ходить с черными флагами и от имени ислама, сердца у них каменные и веры никакой нет, и ничего человеческого в них нет».
Не смог обойти священнослужитель и нашумевшей темы сирийских беженцев в Европе, а также «ночи длинных рук» в Кёльне: «Почему из Сирии бегут, не защищая свои государства? Если они мусульмане, должны взять оружие и защитить свою родину, а не приносить проблемы окружающим. Мусульмане всегда защищали родину, даже несмотря на преследования государством, в Первой и Второй мировой до Парижа доходили. Правоверные забыли обиду на государство за гонения и встали на защиту отечества. А в Коране много говорится о достоинстве женщин, даже посланник сказал, что рай находится под ногами наших матерей».
Фото автора, с сайта Shutterstock.com