Во время недавней прямой линии президента России Кирилл Матвеев обратился к Владимиру Путину с предложением: запретить публикацию в СМИ непроверенных фактов о разного рода нарушениях со стороны сотрудников силовых ведомств. Почему, на его взгляд, необходима такая цензура, а также о результатах работы Общественного совета при УМВД по Челябинску в 2015 году и его роли в отношениях между полицией и обществом Кирилл Матвеев рассказал сайту Chelyabinsk.ru.
За объективность оценки
– Вы считаете, что именно СМИ виноваты в результатах опроса ВЦИОМ в 2015 году, согласно которым почти половина россиян не доверяет полиции?
– Ну, во-первых, надо отметить, что на самом деле за последние годы число россиян, доверяющих полиции, растет. Если в 2005 году полиции доверяли только 13% населения, то в 2015 году мнения россиян о полиции разделились поровну: доверяют и не доверяют ей по 46% опрошенных. И здесь, на мой взгляд, на ухудшение отношения жителей к полиции работал не только объективный фактор – оперативность работы низовых служб, дефицит финансирования, но и кампания в СМИ против МВД. Я убежден в том, что заданный несколько лет назад вектор на негатив принес свои результаты. Обвинять полицию во всех смертных грехах стало чуть ли не признаком хорошего тона. И, естественно, весь этот поток информации был переведен на общество. Полиция, конечно, заботится о том, чтобы больше рассказывать гражданам о повышении качества своей деятельности. Но это уже сложнее. Пока идет следствие, определенную информацию нельзя раскрывать, чем иногда пользуется противоположная сторона, которая доводит свою позицию до общества, а органы внутренних дел оказываются в такой ситуации, что не могут комментировать тему. Полиция находится в зоне конфликта интересов, поэтому действовать так, чтобы все были довольны ее деятельностью, объективно не получится никогда. Зато всем интересны жареные факты, потому что они работают на популярность издания у читателей. И это касается всех силовых структур без исключения. Хочу заметить, структур, отвечающих за стабильность и безопасность в регионах.
Поэтому я и обратился к Владимиру Владимировичу Путину во время прямой линии президента с предложением ограничить публикацию в СМИ компрометирующей информации в отношении представителей силовых и надзорных органов регионов, основанной лишь на слухах и домыслах.
– Серьезные издания, на мой взгляд, такого себе не позволяют. Все факты, как правило, проверяются, потому что имидж издания дороже всего.
– Это уважаемые СМИ, которым дорога репутация. Но есть и другие издания, которые многое себе позволяют.
– Разве нельзя в каждом отдельном случае подобной клеветы подавать в суд? Это же нормальный ход вещей.
– Не согласен. Почему люди, отвечающие за безопасность в регионе, профессионально выполняющие свои обязанности, должны идти в суд и отстаивать свои права? Тратить свое время и силы на борьбу с подобного рода публикациями, значит, потратить свое время, которого попросту не хватает, зря. Поверьте, для большинства сотрудников силовых ведомств, начиная от рядового сотрудника и заканчивая руководителем, понятие пятидневка и восьмичасовой рабочий день давно уже являются чуждыми. Да и какой смысл идти на поводу у заказчиков подобного рода материалов? Ведь, как правило, за каждым таким материалом стоит заказчик, у которого есть конкретная цель и задача. К тому же негатив в отношении представителей той или иной силовой структуры подается в СМИ крупным шрифтом с ярким заголовком, чтобы привлечь внимание читателей; а опровержения и извинения затем дают мелким шрифтом, чтобы не каждый читатель обратил внимание. Получается, что статью прочитали 100 тысяч человек, а опровержение – только 10 тысяч. Но у 100 тысяч читателей уже сформировано негативное мнение о силовых структурах, что и сказывается на опросах.
– То есть вы выступаете за цензуру?
– Цензура должна, на мой взгляд, существовать, еще раз повторюсь, если речь идет о непроверенной информации по отношению к определенной категории государственных служащих, которые отвечают за безопасность и стабильность в регионе. Никто не говорит о том, что не нужно говорить о проблемах в системе силовых органов. Обязательно необходимо. Об этом сейчас сами представители силовых структур говорят публично, если выявлены факты коррупции, других нарушений. Но это выявленные, доказанные факты, это правда, это есть, и об этом нужно говорить. Должна быть в первую очередь объективная оценка. Никто не должен забывать о понятии «презумпция невиновности».
Главные задачи
– Как бы вы сформулировали запрет на публикации, о которых говорите?
– Для этого есть законодатели, которые могли бы подготовить такую инициативу. Я лишь понимаю, что эта инициатива сегодня необходима. Я тоже хочу жить в государстве, где нет цензуры, но ситуация сегодня такова, что без цензуры нельзя. Я хочу получать информацию, которой буду безоговорочно доверять, а не задаваться вопросом – это правда или неправда? Сегодня случаев публикации непроверенной информации становится все больше, считаю, что это нужно прекратить. Как раз в рамках работы Общественного совета при городском УМВД одной из задач на 2016 год мы ставим налаживание взаимодействия с журналистами самых разных изданий. Жители города должны знать не только о проблемах гарнизона челябинской полиции, но и об успехах, о той проделанной работе, которая ежедневно профессионально выполняется сотрудниками гарнизона.
Именно для того, чтобы высказать общественное мнение, дать оценку деятельности полиции, понимать, соблюдаются ли законные права граждан, или нарушаются, и были созданы общественные советы при УМВД в регионах России. А для того, чтобы знать, как работает полиция, мы принимаем участие и в приемах граждан руководителями УМВД, и в рейдах полиции, и в различных профилактических операциях. Полученная информация позволяет нам по-другому взглянуть на работу полиции в целом. Конечно, были нами выявлены как положительные, так и отрицательные моменты в работе сотрудников полиции, но надо отметить, что все наши замечания были услышаны и руководство управления отреагировало на них.
– Могли бы вы назвать главные задачи, над которыми успешно работали сотрудники полиции в 2015 году?
– Сегодня огромное внимание уделяется проблеме терроризма, ситуация тревожная во всем мире. Не случайно одной из главных задач нашей полиции было и остается – не допустить террористических акций в нашем регионе. Мы же регион серьезный, а потому вопросы борьбы с терроризмом стоят во главе угла. И центр «Э», работающий при главном управлении внутренних дел, и такого же направления структуры в составе ФСБ, безусловно, выполняют эти задачи. То, что мы живем сегодня в достаточно безопасном регионе, в первую очередь заслуга правоохранительных органов.
Помимо общественной работы, я занимаюсь бизнесом и могу с полной ответственностью сказать, что во всех заведениях массового скопления людей этому также уделяется пристальное внимание, разрабатываются алгоритмы взаимодействия с силовыми структурами на предмет антитеррористической безопасности. Да, бизнесу приходится тратиться на средства безопасности – видеонаблюдение, усиление охранных услуг, периодически подвергаться различным проверкам контролирующих органов, но вопрос безопасности посетителей, действительно, сегодня один из самых значимых.
– Готова ли сегодня полиция к росту преступности, который характерен для ситуации экономического кризиса, потому что растет безработица, невыплаты заработной платы, рост цен и так далее?
– Об этом мы говорили уже в 2015 году, понимая, что экономическая ситуация будет непростой. Криминогенная обстановка усложняется, и полиция отдает себе в этом отчет – усиливается контроль за местами скопления людей, много внимания уделяется работе по профилактике преступности несовершеннолетних. На особом контроле у начальника ГУ МВД России по Челябинской области генерал-лейтенанта полиции Андрея Сергеева вопросы миграции, вовлечения граждан в микрофинансовые займы, а также проблемы, связанные с работой коллекторов. Особое внимание общественный совет уделяет вопросу борьбы с незаконным игорным бизнесом. Мы продолжим общественный контроль за деятельностью дежурных частей. Эта форма будет носить более длительный характер. На основании этого могут быть выработаны некоторые рекомендации.
– Генерал Сергеев в свое время уделил особое внимание работе службы участковых. Принесла ли акция «Ваш участковый» реальную пользу и полицейским, и горожанам?
– Это как раз те оперативные мероприятия, в которых участвуют и представители общественного совета. Если вернуться к опросу ВЦИОМ, то 62% респондентов не знают своего участкового. Поэтому основной задачей инициированного генералом Сергеевым профилактического мероприятия «Ваш участковый» было довести до максимального количества жителей города информацию об участковых и координатах их присутствия в районе, микрорайоне. И эта акция, однозначно, носила положительный характер. Рано или поздно у людей возникают какие-то проблемы, и они должны знать, к кому обращаться. В этих ситуациях мы не должны решать проблемы самостоятельно, мы должны обратиться к участковому. А где его найти, думаю, мало кто знал раньше. На это есть и объективные причины: город растет, строятся микрорайоны и участковый физически не всегда успевает со всеми познакомиться. Да и помещений для участковых не хватает. Хорошо, что и городские власти не безразличны к этой проблеме.
– Чем городские власти помогают полиции?
– Безусловно, необходимо отметить и роль главы города Челябинска Евгения Тефтелева, со стороны которого происходит полная поддержка большинства инициатив челябинских полицейских. Это и выделение новых помещений под опорные пункты полиции в строящихся микрорайонах «Академ» и «Парковый», и поддержка инициативы начальника ГУ МВД региона Андрея Сергеева по воссозданию в Челябинске центра алкогольной детоксикации, так называемого вытрезвителя. Его создание произойдет в системе здравоохранения, поскольку учреждение должно быть прежде всего медицинским. Полицейские же Челябинска снова начнут выполнять работу по доставлению нетрезвых граждан в специальные помещения, где им будет оказываться первая помощь. Это решение позволит решить сразу несколько проблем. Во-первых, доставление пьяных в больницы причиняет неудобства не только персоналу, но и лицам, проходящим лечение. Во-вторых, граждане в состоянии алкогольного опьянения то и дело устраивают скандалы, не скупясь при этом на оскорбления в адрес окружающих. В результате пребывание в одной палате с такими пациентами становится невыносимым.
Общественный контроль
– Расскажите об акциях полиции, в которых вы принимаете участие.
– Представители общественного совета принимали участие в таких оперативно-профилактических мероприятиях, как «Ваш участковый», «Ночь», «Студенческий десант», «Дежурим вместе», когда члены совета присутствуют на дежурстве в отделах МВД и наблюдают, как работает дежурная часть: как реагирует дежурный на обращение граждан, как происходит оформление задержанных, не нарушаются ли права людей и так далее. Мы дежурили во всех районах города. Работа дежурной части – это же лакмусовая бумажка, которая формирует мнение граждан о полиции. Не скрою, нами были отмечены и случаи хамства, и моменты безразличия к гражданам. Все эти проблемы мы доводили до руководителей, и они принимали меры.
Есть уже всем известное оперативно-профилактическое мероприятие «Ночь». Максимальное привлечении личного состава всех служб, участие добровольных народных дружин и общественных объединений в подобных мероприятиях позволило кратно увеличить физическое присутствие на улицах и дорогах города нарядов полиции, в том числе сотрудников Госавтоинспекции. При этом основные усилия ГИБДД были сосредоточены на выявлении водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, как потенциальных убийц за рулем и исключении их из участия в дорожном движении.
– Как, кстати, обстоят сегодня дела с безопасностью на дорогах?
– Это отдельная тема для разговора. После проведения так называемой «дорожной революции» городские магистрали стали комфортнее, шире, что спровоцировало многих водителей к агрессивной езде и увеличению средней скорости. В свою очередь, все это привело к увеличению аварийности и смертности на наших дорогах. В прошлом году благодаря внедрению программы «Безопасный город» проведению на постоянной основе рейдов и специальных оперативно-профилактических мероприятий, аварийность и травматизм на дорогах начали резко снижаться. Хочу отметить, что практически каждое такое мероприятие находится на личном контроле начальника ГУ МВД России по Челябинской области Андрея Сергеева.
Проводится планомерная работа по предупреждению аварийности на мототранспорте. С этой целью на базе полка ДПС ГИБДД УМВД России по Челябинску создан мотовзвод, который с июля 2015 года приступил к несению службы в городе. По разному реагировали жители города на инициативу создания подобного мотовзвода. Но результаты говорят сами за себя. По итогам 2015 года на 17% сократилось число происшествий, совершенных по вине водителей мототранспорта, из участия в дорожном движении с городских дорог исключены транспортные средства с прямоточными глушителями и ликвидированы несанкционированные гонки. Согласитесь, стало гораздо комфортнее на дорогах.
– Чем объясните, как вы сказали, хамство, безразличие полицейских, ведь сегодня и зарплаты неплохие в полиции? Плохая профессиональная подготовка?
– В 2015 году представители общественного совета присутствовали на заседаниях аттестационной комиссии УМВД, что позволило изнутри познакомиться с процессом подготовки кадров. В прошлом году достаточно большое внимание было уделено масштабной внеочередной аттестации сотрудников городского ГИБДД. И на протяжении месяца шла аттестация. Проблем было достаточно. К сожалению, не у всех сотрудников полиции сейчас за плечами есть школа милиции, как это было в советские времена. Кроме того, было время, когда в полицию брали всех, потому что не было желающих работать в силовых структурах, зарплаты были низкие. И главным тогда было то, что человек отслужил в армии. Так вот, очень многие из таких сотрудников аттестацию не прошли, были уволены из органов. А вот сегодня на их место приходят грамотные подготовленные молодые люди с юридическим образованием, действительно заслуживающие доверия.
Когда я своими глазами увидел, что такое аттестация, то понял, что это не пустой звук – это достаточно жесткий отбор и в психологическом, и профессиональном плане. В аттестационную комиссию входят руководители самого высшего звена. Приятно было осознавать, что руководство полиции так ответственно подходит к формированию личного состава. И присутствие членов общественного совета на аттестационных комиссиях, считаю, тоже дает положительный результат: с одной стороны, сотрудник чувствует себя более уверенным в присутствии представителей гражданского общества, с другой, он более ответственно подходит к выполнению должностных обязанностей, так как видит интерес представителей общества к его работе.
– Своей главной задачей вы считаете обеспечение взаимодействия и сотрудничества силовых структур и гражданского общества?
– Мы не признаем противопоставления полиции и общества и не считаем правильной и плодотворной идею, что гражданское общество необходимо повернуть лицом к полиции, так как это само по себе подразумевает некое противостояние и отделение сотрудников полиции от общества. А ведь это в корне неверно, потому что полицейские – это такие же члены нашего общества и граждане нашего государства. Да и как может быть иначе, ведь сотрудники полиции, как и остальные граждане нашей страны и нашего города, учились в школе, живут рядом с нами, ходят в те же магазины, что и мы. А бытовых проблем у сотрудников полиции не меньше, а зачастую даже больше, чем у гражданских.
– Часто ли в общественный совет обращаются за поддержкой жители города?
– Обращаются. У нас есть свой сайт, периодически мы проводим приемы граждан. И, как я уже сказал, мы присутствуем на приемах граждан у начальника управления и его заместителей. Были случаи, когда мы вынуждены были обратить внимание руководства УМВД на формальное, по нашему мнению, отношение сотрудников полиции к выполнению своих профессиональных обязанностей.
Кстати, в этом году мы обновили состав общественного совета. Благодаря этому появились новые люди с новыми идеями. В 2016 году активное участие в нашем совете принимают депутаты городской думы, уверен, это повысит эффективность работы совета. В числе комиссий, которые мы создали, есть комиссия по взаимодействию со СМИ, по соблюдению законных прав и свобод граждан, по соблюдению прав самих сотрудников полиции. Главное, что у нынешнего состава общественного совета есть активность и желание использовать все имеющиеся ресурсы для формирования более комфортной и спокойной обстановки в городе.
Фото: Фото из архива Кирилла Матвеева