Утром в пятницу, 6 мая, от станции Челябинск-Главный отправился ретропоезд. 90 ветеранов поехали по маршруту Челябинск – Кыштым – Челябинск.
Состав из трех вагонов повез настоящий паровоз, работающий на угле. Правда, выпущен он был уже после войны – в 50-е годы. Как отметил директор музея истории ЮУЖД Егор Казаков, для железнодорожников паровоз – один из символов Великой Победы. В военные годы по рельсам на Южный Урал эвакуировали целые предприятия, а после отсюда везли на фронт военную технику.
«Этот паровоз Л4429 или «лебедянка» (по фамилии главного конструктора Лебедянского) – одна из самых совершенных машин паровозостроения. После уже перешли на тепловозную тягу, – рассказал Егор Казаков. – В военное время основной машиной были паровозы серии «Э». Один их них есть у нас в музее. Они могли работать на угле, мазуте, дровах... Все, что хорошо горит – все шло в топку паровоза. Вы не поверите, но были случаи, когда их топили сушеной рыбой!».
Ветеран Великой Отечественной войны Ким Галкин пришел работать на ЮУЖД в 1942 году. Он был сборщиком вагонных платформ для танков при ЧТЗ. «Очень тяжелые условия были для вагонников: запчасти изготавливали прямо в депо, никакой механизации – все на своих плечах. Вопреки всему удавалось выполнить работу без браков и обеспечить безопасность движения, – рассказал он. – Условия были ужасные, особенно с буксовым узлом. Подбивки буксовой не было и в зимнее время приходилось старую вытаскивать и разогревать у печки-буржуйки, а потом руками ее отжимать и снова заправлять в буксы. Потом это все сказалось – руки болят».
Вагоны-купе, в которые посадили ветеранов, в отличие от паровоза – современные, комфортабельные. «В военные годы были деревянные вагоны с керосиновыми светильниками», – вспомнил ветеран Великой Отечественной войны Александр Болесов.
В рамках праздника также состоялись праздничный концерт и возложение венков к мемориалу ЮУЖД «Стена боевой и трудовой славы» и монументу «Два танка».
Фото: Фото Татьяны Тихоновой