Старшего прапорщика войск национальной гвардии из Снежинска (бывшие внутренние войска МВД РФ. – Прим. авт.) Игоря Чапурова по приказу командира лишили премии и объявили ему строгий выговор за то, что в феврале 2016 года он написал обращение президенту России Владимиру Путину, минуя начальство. Главу государства он просил повлиять на отказ командования включить его и 93 его сослуживцев в число участников накопительно-ипотечной системы (НИС), по которой при увольнении полагается выплата денег, пояснил юрист правозащитной организации «Правосознание» Алексей Ковалев, к которому начали поступать массовые обращения прапорщиков.
Началось с того, что командир части по негласному указанию вышестоящего руководства отказался принимать от прапорщиков, прослуживших более 20 лет, рапорты на включение в число участников НИС. Всего таких военнослужащих в одном только полку оказалось 94 человека. Все они заключили свой первый контракт на службу ранее 1 января 2005 года и служат уже более 20 лет. Поводом для отказа стала неясность в законе, который разъяснял, что стать участниками НИС могут военнослужащие, заключившие второй и последующий контракты не ранее 1 января 2015 года. Как быть всем остальным – прописано не было.
«Ко мне и к Алексею Севастьянову, тогда еще как к уполномоченному по правам человека, еще год назад стали обращаться прапорщики из запреток, которым отказали в военной ипотеке, все они прослужили более 20 лет, многие уже купили жилье за свои деньги, но явно хотели бы в таком случае иметь право на получение накоплений при увольнении, как их более молодые сослуживцы, – рассказал Алексей Ковалев. – Мы им сразу говорили: пишите рапорты о включении в число участников. Но в итоге в руки эти рапорты командир принимать просто отказался. Тогда прапорщики отправили прошения заказными письмами и не зарегистрировать их уже не могли. Но, даже зарегистрировав, командование части не переслало документы дальше по инстанциям, а просто положило в ящик. Причем, как выяснилось, не по своей воле, а по "совету" сверху: рапорты не отправлять до особого распоряжения. Вот тогда старший прапорщик Чапуров, обиженный происходящим, написал обращение в электронную приемную Путину».
В своем обращении президенту Игорь Чапуров попросил главу государства «вмешаться в решение вопроса, справедливость и честность в котором отсутствует». «... В свое время, с 2003 по 2015 годы, коммунально-эксплутатационная служба не принимала наши рапорты... но документальных доказательств о непринятии нет... В армии так: сказали "не положено", значит не положено. Вот и получилась такая несправедливость, – написал Чапуров. – Служить осталось до ноября 2016 года. Могу ли я в данной ситуации получить денежные средства по программе НИС».
В результате обращение к президенту спустили по инстанции в МВД России. Тем временем об этом узнали в войсковой части. «На меня было проведено служебное расследование по факту обращения к президенту не по команде, – рассказал Игорь Чапуров. – В итоге мне объявили строгий выговор и сняли с меня премию, которую я не получал несколько месяцев».
По совету Ковалева прапорщик обратился к Челябинскому военному прокурору. Началась масштабная проверка, после которой отменили и приказ о выговоре, и о лишении премии, а также вскрыли нарушение по работе с 94 рапортами, которые так и «пролежали в столе». Сейчас прокурорская проверка продолжается.
Тем временем случилось то, чего ждали военачальники – 12 мая 2016 года были внесены поправки в закон «О военной ипотеке», которые установили запрет на НИС для «старослужащих».
«Мы намерены добиваться правды через суд, и у нас есть все шансы на восстановление справедливости, – отметил Алексей Ковалев. – Во-первых, у нас есть прецедентное решение Челябинского гарнизонного суда по совершенно аналогичному случаю, принятое год назад и вступившее в законную силу: суд ясно дал понять, что "дырка" в законе (до внесения поправок) трактуется в пользу военнослужащего. К слову, это ранее разъясняла и военная прокуратура в ведомственной газете внутренних войск. Во-вторых, рапорты всеми 94 военнослужащими были поданы в декабре 2015 года – до внесения поправок. А в законе прописано, что он обратной силы не имеет, значит к нашим прапорщикам должны быть применены нормы прежнего закона. Но иски надо успеть подать до 1 июля 2016 года. В-третьих, Уральский окружной военный суд и его председатель Егоров всегда стоит исключительно на защите нарушенных прав военнослужащих, что немаловажно».
В суд направлено уже четыре иска. Остальные находятся в стадии подготовки. Аналогичные ситуации с прапорщиками двух полках нацгвардии Озерска.