Призывник из Омска, 23-летний Никита Неделько, умер во вторник, 2 августа, в Екатеринбургском военном клиническом госпитале после черепно-мозговой травмы, полученной во время инцидента в чебаркульской войсковой части №89547 (танковая бригада), где парень проходил срочную службу. По версии командования, во время ночных стрельб парня поразило обратной волной от выстрела гранатомета, который несанкционированно произвел его сослуживец, рассказал отец погибшего Юрий Неделько.
Никите Неделько 12 июля исполнилось 23 года. В армию он пошел служить по собственному желанию после окончания университета, где отучился на юриста. Новобранца, двухметрового спортсмена (Никита – мастер спорта по фитнесу. – Прим. автора) сначала отправили на полгода в учебку в Еланский гарнизон, а два месяца назад перевели в комендантский полк войсковой части № 89547 с дислокацией в Чебаркульском гарнизоне.
14 июля командование части организовало ночные стрельбы, в том числе из гранатометов. Во время учений парень получил серьезную черепно-мозговую травму. Сначала его госпитализировали в городскую больницу, затем перевели санавиацией в Екатеринбург. Две недели солдат находился в коме на искусственной вентиляции легких. Во вторник, 2 августа, он скончался.
«Нам сообщили обо всем лишь 15 июля, мы сразу на машине выехали в Чебаркуль, – рассказал Юрий Неделько. – Рассматривалось три версии трагедии: взрыв гранаты, произведенный военнослужащим из другого расчета рядом с сыном, нарушение правил стрельбы со стороны самого сына и удар от обратной волны после выстрела сослуживца Никиты, стоявшего с ним в одном расчете. В результате следствие остановилось на третьей версии, так как сослуживец сына, молодой выходец из Одессы Максим Дроздов, якобы пришел и подписал явку с повинной: будто он вместо команды «лежать», услышал команду «стрелять» и выстрелил, и обратной волной от взрыва поразило сына. Мы не верим в эту версию, просто для командования она сама простая: все списать на молодого парня, по явке с повинной с ним могли и «поработать», пообещав, что строгого наказания не будет».
Корреспондент Chelyabinsk.ru пытался получить комментарий ГВСУ СК РФ и ЦВО, однако представители ведомств на звонки не ответили.
Юрий Неделько пояснил, что при поражении обратной волной на теле его сына должны были быть ожоги, но их нет. Зато в материалах дела говорится о вмятине на каске, которая могла оказаться от разрыва гранаты при первой версии инцидента. «По моим данным, не проводилась ни трассологическая, ни баллистическая экспертизы... А зачем? Раз есть, на кого все списать, – возмущается Юрий Неделько. – В отношении солдата сейчас возбудили уголовное дело по части 2 статьи 349 УК РФ (нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, повлекшее по неосторожности смерть). Я хочу добиться правды, хочу, чтобы пострадали должностные лица, допустившие такую халатность. Большой вопрос, были ли вообще санкционированы стрельбы, был ли приказ. Почему необученных юнцов вывели стрелять боевым оружием?».
«Как только мы получим доверенность на представление интересов родных погибшего, которая отправлена по почте, включимся в работу, – рассказал представитель правозащитной организации «У военнослужащих тоже есть права» Алексей Ковалев. – Намерены добиться справедливого расследования».
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте»
Подписывайтесь на обновления на нашей странице в Facebook
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com