Спустя долгие годы в Челябинске начал возрождаться судомодельный спорт. Недавно наши земляки привезли сразу пять медалей с XIX чемпионата Европы, который проходил в Болгарии. На очереди – чемпионат мира. Подают большие надежды и воспитанники судомодельной лаборатории, созданной год назад. Журналист сайта 74.ru побывал на верфи мини-кораблей.
В судомоделировании интересно все: от выпиливания и вытачивания деталей до спуска на воду. «В этом виде спорта более 60 классов. Мы начинаем с простых контурных моделей, затем переходим на подводные лодки и военные корабли. Они ориентированы на точность, а не скорость (подводная лодка должна всплыть в определенном квадрате, иначе баллы снимаются), и просты в изготовлении, – рассказал президент федерации судомодельного спорта Челябинской области Дмитрий Долгих. – Вот ребенок начал делать подводную лодку. Основа – черенок для лопаты, далее прикрепляется рубка, винты, двигатель. У нас есть токарные станки, на которых можно сделать металлические детали».
Более высокий уровень – скоростные кордовые модели. Затраты на их создание могут доходить до $1000. Здесь идут в ход самые мощные двигатели, которые нередко переделываются судомоделистами из готовых моделей, и легкие как перышко материалы – карбон и кевлар, применяемый при изготовлении бронежилетов. Такие модели роднит с «большими» собратьями не только внешний вид: они также созданы для того, чтобы рассекать водную гладь и, конечно же, побеждать. Кстати, мини-корабли могут развивать скорость до 300 км/час, и в этом плане больше похожи на болиды «Формулы-1». «Модели не тонут, зато нередко разбиваются в щепки», – говорит Дмитрий Долгих.
Интересно, что модели не всегда копируются с больших кораблей. Бывает и наоборот: наработки судомоделистов берут на вооружение судостроители. К сожалению, 90-е годы, когда было модно делать деньги, а не открытия, дали большую пробоину в судомодельном спорте.
Дмитрий Долгих увлекся кораблями в 1984 году, будучи учеником четвертого класса, и остался одним из тех романтиков, которые не забыли мечту стать капитаном корабля. Пусть даже вместо штурвала они держат в руках пульт управления. И только год назад при поддержке местных властей и регионального отделения ДОСААФ ему удалось открыть кружок. Искать учеников долго не пришлось: рассказал коллегам по работе и те привели своих детей. Если удастся начать сотрудничество с Домом юношеского технического творчества, можно будет набирать большие группы.
Крупные международные соревнования – это возможность не только себя показать, но и на других посмотреть. Недобросовестной конкуренции у судомоделистов нет – к счастью, лодки и корабли допингом не заправляются. Вне стартов соперники становятся друзьями. «Приезжаешь на соревнования и слышишь: My friend! – рассказал он. – На соревнованиях можно подсмотреть какие-то технические новинки и приемы».
Главным стартом для челябинских судомоделистов в следующем году станет чемпионат мира, который пройдет летом следующего года. Место проведения пока не определено.
Фото: Фото Олега Каргаполова, Дмитрия Долгих, видео Дмитрия Долгих