Челябинка Екатерина Аршинова полтора года назад стала жертвой нападения водителя пассажирской «газели» Евгения Галайды, в которую она села, приняв ее за маршрутку. Женщина утверждает, что извозчик не просто сильно ее избил стеклянной бутылкой, но и ограбил. Однако следствие, возбудив дело по статье 112 УК РФ («Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести»), факт разбоя ставит под сомнение, напирая на то, что в показаниях потерпевшей есть противоречия. Детали запутанной истории и мнения сторон – в материале Chelyabinsk.ru.
Инцидент произошел 23 июля 2015 года около 8:00 в Аргаяшском районе. Екатерина Аршинова накануне навещала на базе отдыха «Радуга» на озере Увильды своих маму и маленькую дочь. Утром следующего дня собралась по делам в Челябинск, пошла на остановку. Напротив увидела стоявшую на обочине пассажирскую «газель» темно-красного цвета. Через непродолжительное время маршрутка подъехала к остановке, водитель открыл дверь и сказал женщине: «Садитесь, поехали». Она спросила, до Челябинска ли тот едет. Мужчина ответил утвердительно.
Артур Саитов отметил, что по какой-то причине в материалах дела содержится информация о двух ударах, нанесенных Екатерине, хотя по результатам судебно-медицинской экспертизы сказано, что у нее был поврежден нос, затылок и оба глаза.
«Я хотела сесть в салон на заднее сиденье, думая, что по дороге мы еще соберем пассажиров и не нужно будет за всех передавать за проезд, – рассказал Екатерина. – Но водитель сказал, чтобы я села рядом с ним на переднее сиденье, что я и сделала. Передала ему 200 рублей за проезд, он ответил, что сдачи в 20 рублей у него нет. После этого мы поехали. Я слушала через наушники музыку на своем телефоне. В районе поворота в сторону села Кузнецкое водитель вдруг притормозил и стал требовать у меня телефон, который я достала из сумочки, чтобы переключить песню. Он стал кричать: «Отдай, тварь», «Убью, тварь».
После этого, по словам потерпевшей, откуда-то сбоку со стороны водительской двери мужчина достал стеклянную бутылку и с силой ударил женщину по лицу. Затем нанес еще несколько ударов по голове, вырвав телефон. Екатерина защищалась. В результате водитель не справился с управлением и машина съехала в кювет. Воспользовавшись замешательством, женщина выскочила из машины, бросив все свои вещи, и убежала. В ближайшем придорожном кемпинге «Ромашка» обратилась за помощью. Медики оказали ей первую помощь, но серьезных травм не выявили. После этого полиция опросила женщину, и ее увезли домой. Однако позже Екатерине стало плохо, из носа шла кровь, глаза полностью заплыли. В результате ее госпитализировали на две недели, диагностировав перелом носа и несколько кровоподтеков на лице.
Заместитель прокурора Аргаяшского района Евгений Онорин: «Я изучил данное уголовное дело, поскольку оно действительно долго находится в производстве. Волокиты там не было, длительность объясняется рядом проведенных экспертиз. Обвиняемый причастность к преступлению признает. Ход расследования находится в прокуратуре на контроле. Думаю, в ближайшее время в следствии будет поставлена точка».
«Когда я была в больнице, мне позвонил участковый и сказал, что возбудили уголовное дело по статье 116 УК РФ («Побои»), подозреваемого объявили в розыск, – рассказала женщина. – Еще на месте при даче объяснений я говорила оперативникам про украденный телефон лишь вскользь, так как была озабочена своим здоровьем и в целом была в состоянии шока. В связи с этим в первом объяснении про хищение телефона ничего не сказано. Затем в сентябре я привезла медицинские документы, их направили на экспертизу для установления тяжести вреда здоровью. В тот же раз на допросе я заявила о хищении телефона. К тому времени водителя нашли, допросили в качестве подозреваемого. Он утверждал, что нанес мне всего два удара из-за того, что я ему якобы нагрубила. Но я вообще с ним не разговаривала».
После того как пришло заключение экспертизы, статью переквалифицировали на более тяжкую – 112 УК РФ («Причинение вреда здоровью средней тяжести») и передали из дознания в следствие. С момента преступления к тому времени прошло полгода. Екатерина, устав от волокиты, наняла адвоката, который мог бы защитить ее права. В январе состоялся новый допрос. Евгений Галайда факт хищения отрицал.
Участникам инцидента провели психолого-психиатрические экспертизы, очную ставку, чтобы выяснить, кто все-таки прав. По словам Екатерины, следователь ей говорил, что если экспертиза подтвердит, что она не придумывает историю про телефон, то дело переквалифицируют на разбой. Однако ничего не изменилось. Ко всему прочему к удивлению потерпевшей в деле сменился следователь. «Он твердит, что будет 112-я статья и меня просто не слышит, на то, что в показаниях Галайды нестыковки, не обращает внимания», – говорит женщина.
Сейчас Екатерина не уверена, что справедливость будет восстановлена.
«18 августа 2015 года по данному факту было возбуждено уголовное дело по пункту «а» части 2 статьи 116 УК РФ («Побои»), – рассказал заместитель начальника ОМВД по Аргаяшскому району, начальник следственного отдела Валерий Кормильцев. – Затем в феврале 2016 года по истечении сроков дознания дело направлено в следственный отдел, уже по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 112 УК РФ («Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести»). Срок следствия установлен до 12 октября. Пока обвинение предъявлено по этой же статье. Однако потерпевшая спустя шесть месяцев после совершения в отношении нее преступления поменяла показания (по данным потерпевшей, информация про телефон была отражена уже через полтора месяца, в сентябре 2015 года. – Прим. автора), указав, что обвиняемым также было похищено ее имущество – сотовый телефон. А это уже другой состав преступления. Но в настоящее время доказательств, подтверждающих факт хищения, в деле не имеется. Обвиняемый позицию не менял. Сейчас расследование завершается. Потерпевшая с квалификацией пока не согласна».
Позицию Екатерины Аршиновой подтвердил ее адвокат Артур Саитов. «Мы в корне не согласны с квалификацией преступления, поскольку в отношении моей доверительницы обвиняемым было совершено разбойное нападение, – объяснил защитник. – В связи с этим будем просить квалифицировать действия Галайды по статье 162 УК РФ («Разбой»). В его действиях явно был умысел на причинение Екатерине опасного вреда здоровью с целью хищения ее имущества. Он видел, что в автомобиль села незнакомая девушка, она одна, местность безлюдная, пассажирка явно не сможет оказать ему сопротивления. Моя подзащитная прошла психолого-психиатрическую экспертизу, в заключении которой указано, что Екатерина не склонна к фантазированию, додумыванию, говорит правду».
Однако защитник обвиняемого Евгения Галайды утверждает, что Екатерина именно додумала историю с хищением телефона после того, как сменила адвоката. «Они хотят наказать обвиняемого, – пояснил адвокат Егор Кожихов. – Для этого спустя полгода придумали историю с телефоном, о котором до этого не было сказано ни слова. Мой доверитель признает, что ударил женщину, но утверждает, что никакого телефона не брал. Зачем ударил – будет разбираться суд. Он неоднократно пытался извиниться, но извинения не были приняты. Кроме того, у нас есть аудиозаписи, когда жене моего подзащитного и ему самому звонила некая женщина, возможно, мама Аршиновой, и угрожала ему, его ребенку и его супруге, в том числе грозилась облить кислотой. Мы не стали писать заявление».
Chelyabinsk.ru следит за развитием событий.
Фото: Фото предоставлено пострадавшей