ФАС проверяет поставки для нужд обороны и безопасности страны товаров импортного производства – в частности радиоэлектроники – под видом российских. Об этом говорится в письме замглавы службы Максима Овчинникова в Минпромторг от 18 августа, пишет «Коммерсантъ».
Автор письма рассказывает о случаях, «когда зарегистрированные на территории РФ хозяйствующие субъекты приобретают товары импортного производства и, не производя с ними каких-либо значимых технологических операций, фактически ограничиваясь разборкой-сборкой, заменой этикетов или русификацией, реализуют их в рамках государственного оборонного заказа под видом товаров, произведенных в РФ».
Представитель ФАС Дарья Силкова подтвердила газете проведение проверки. В Минпромторге на запрос не ответили.
Из письма начальника управления по надзору за исполнением законов в сфере ОПК Генпрокуратуры Дмитрия Демешина в Ассоциацию поставщиков электронных компонентов (АсПЭК) от 13 октября следует, что этим вопросом уже заинтересовалась Генпрокуратура.
«Генпрокуратурой проводится проверка исполнения федерального законодательства в сфере импортозамещения иностранной продукции, применяемой при создании, производстве и ремонте вооружения, военной и специальной техники, а также соблюдения законодательства при использовании бюджетных средств, выделенных на развитие инновационных проектов», – говорится в письме. Демешин просит АсПЭК предоставить данные об уклонении заказчиков от приобретения российского оборудования, наличии проблем с недостаточной загрузкой производственных мощностей и недостаточностью мер господдержки.
Исполнительный директор АсПЭК подтвердил «Коммерсанту» получение письма. В Генпрокуратуре не ответили на запрос.
Как сообщили газете несколько источников в ОПК, между проверками Генпрокуратуры и ФАС нет прямой связи, но обе нацелены на установление эффективности мероприятий по импортозамещению. По их словам, результаты будут представлены в кабмин и администрацию президента.
Представитель Минобороны подполковник Владимир Дерябин исключил попадание фальсифицированных комплектующих в продукцию, изготавливаемую для Минобороны. По его словам, на всех этапах производства вооружения, военной и специальной техники осуществляется жесткий контроль со стороны военных представителей министерства. В сфере гособоронзаказа существуют жесткие требования, делающие поставки зарубежной техники под видом российской «практически невозможными», подчеркнул представитель Объединенной приборостроительной корпорации (входит в «Ростех») Леонид Хозин.
Вместе с тем три собеседника газеты на рынке электроники говорят, что для поставок иностранной техники под видом российской часто используется схема OEM (original equipment manufacturer). В рамках нее российские компании закупают оборудование у иностранных вендоров и после модернизации продают его под своим брендом. ОЕМ, по словам одного из собеседников, практикуется во всем мире. «В России нередко берут иностранную технику и без какой-то модернизации ставят на нее свой лейбл», – отмечает он.
С ним согласен гендиректор производителя телекомоборудования «Элтекс» Алексей Черников. По его словам, переклеивание лейблов практикуется в большом количестве, для чего используется схема ОЕМ. «Она позволяет китайским вендорам продолжать поставки своего оборудования в Россию в больших количествах, несмотря на политику импортозамещения, а российским компаниям не тратиться на разработку и создание настоящего производства, потому что с точки зрения рентабельности производить в Китае все еще значительно дешевле», – говорит он