В Челябинском театре оперы и балета состоялась мировая премьера балета о Иде Рубинштейн. Знаменитая актриса и танцовщица стала одной из самых ярких законодательниц в мире искусства и моды начала ХХ века, нарушив все условности своего времени и своего круга. В числе первых зрителей постановку оценил журналист 74.ru.
Многих она шокировала
Нашей балетной сцене, несомненно, повезло. Здесь родился очень современный, яркий, легкий для зрительского восприятия спектакль «Ида. Любовь и страсть Иды Рубинштейн». Это совместный проект челябинского театра оперы и балета и французского продюсерского центра Arame Production. После премьеры в Челябинске он отправится на гастроли во Францию.
Ида Рубинштейн в начале ХХ века была одной из самых завидных невест Петербурга – богата, красива, образованна и умна. Но она резко изменила траекторию своей жизни, влюбившись в театр. Справочные источники сообщают: «В 1904 году Комиссаржевская в Петербурге открыла свой театр. Туда и отправилась Ида Рубинштейн поучиться драматическому искусству у Комиссаржевской, Мейерхольда, Санина, и сыграть Саломею в спектакле "Пляска царевны" по трагедии Оскара Уайльда. Но этому не суждено было сбыться, пьесу запретили по религиозным соображениям. Член государственной Думы Пуришкевич запрет объяснил тем, что "он как русский человек обязан стоять на страже православия"». Вполне актуально и сегодня.
Однако остановить Иду было невозможно. Взяв один из фрагментов этого спектакля, она с помощью художника Бакста, режиссера Мейерхольда и хореографа Фокина поставила «Танец семи покрывал». Музыку к нему написал композитор Глазунов. Этот танцевальный номер явился безусловной победой Иды над условностями ее круга, да и времени тоже. И это, пожалуй, самая яркая черта ее характера, которая позволила добиться успеха на европейской сцене.
В 1910 году Ида Рубинштейн уехала в Париж, который в то время жил «Русскими сезонами» Дягилева, музыкой Стравинского, сценическими экспериментами художника Бакста, хореографией Фокина. Она стала новой звездой «Русских сезонов», хотя критика была очень пристрастна при обсуждении ее ролей – Клеопатры, Зобеиды («Шахерезада»), Елены Спартанской, Дамы с камелиями… Число обожателей равнялось числу недоброжелателей. Иду Рубинштейн довольно часто ругали за непрофессионализм и вызывающую смелость – она танцевала не только босиком, но и прикрытая лишь нарядом из бус.
Современники писали о ней: «Многих она шокировала, но не заметить ее было невозможно».
Балет-фантазия
«Но в контексте данной постановки говорить о биографии Иды не придется, – сказала накануне премьеры хореограф-постановщик из Петербурга, лауреат VIII Международного театрального форума «Золотой Витязь», серебряный призер I Федерального фестиваля «Театральный Олимп» Надежда Калинина. – Зрители увидят собирательный образ знаменитой актрисы и женщины, некую условную фантазию. К примеру, французы хотят видеть Иду Рубинштейн танцующей на пальцах (в балетных пуантах. – Прим. авт.), хотя она на пальцы встала после 40 лет. И это уже особенность нашей постановки – сочетать свободную пластику Иды с пальцевой техникой. Подобных отступлений от реальной истории много, тем не менее мы стремимся передать характер и страстную любовь Иды к творчеству».
В первый премьерный вечер это вполне удалось исполнительнице главной партии – приме Национального академического театра оперы и балета имени А. Спендиаряна (Армения) Соне Варданян. Ее партнером стал солист Санкт-Петербургского театра балета Константина Тачкина Михаил Ткачук (Вальтер). В воскресенье, 23 октября, в образе Иды и ее возлюбленного предстанут ведущие солисты Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, заслуженные артисты Марина Вежновец и Юрий Ковалев.
Пары солистов одинаково профессиональны, но различаются стилистически. Марина Вежновец и Юрий Ковалев невероятно романтичны по своему характеру, и это отражено в их танце. А пластика Соны Варданян, некоторая угловатость ее фигуры, рук и ног, точеный профиль лица, пожалуй, ярче передают образ Иды Рубинштейн. Но обе пары одинаково увлечены тем, что они делают. Перед премьерой Марина Вежновец и Юрий Ковалев с волнением говорили о том, что постановщик Надежда Калинина всецело вовлекла их в работу, что более месяца репетиций промелькнули как один день, что им нравится спектакль, и они просто влюблены в эту историю.
История начинается с парижского бала, Ида Рубинштейн – уже знаменитость, в нее влюблены многие мужчины, но она выбирает Вальтера. Любовь к мужчине в этой постановке постоянно проигрывает той страсти, которую актриса испытывает к сцене. Со светских раутов зритель постоянно переносится в театральные грезы Иды Рубинштейн. История загадочной танцовщицы и актрисы показана под музыку французских и испанских композиторов конца ХIX – начала XX вв.
Завершается спектакль невероятно красивой сценой из «Болеро», которую первая женщина-хореограф Бронислава Нижинская и сама Ида Рубинштейн поставили на музыку Равеля. «Болеро» сегодня входит в число хитов европейской классики. Написав это произведение в 1928 году по предложению Иды Рубинштейн, Морис Равель сказал: «Я написал всего лишь один шедевр – "Болеро"».
И вот тогда Ида впервые становится на пуанты, чтобы исполнить этот темпераментный испанский танец. В это время ей уже почти 50 лет! Премьера «Болеро» состоялась на сцене Гранд-Опера. Ида Рубинштейн танцевала в невероятно открытом наряде на столе, который был окружен мужчинами…
Этой грандиозной сценой Надежда Калинина завершила свой балет о знаменитой танцовщице. Чтобы подчеркнуть температуру «Болеро», художники – постановщики балета «Ида» Антон и Елена Сластниковы (Челябинск) окружили стол, на котором танцует главная героиня, чашами с огнем. Несомненно, финал был очень эффектным.
И надо отметить, что автор декораций Антон Сластников и автор костюмов Елена Сластникова сделали спектакль не только очень красивым, но и исторически близким эпохе Серебряного века. Костюмы и декорации выдержаны в стиле модерн. Все в них говорит о Париже, само действо разворачивается как будто под арками Эйфелевой башни.
Артисты меняют наряды около 10 раз. Следует отдать должное Елене Сластниковой за выбор ярких, струящихся тканей, которые делают движения танцовщиков еще более выразительными и эффектными. В одной из сцен 13 пар кордебалета появляются среди зеркал танцевального зала в пачках бирюзового цвета. Поклонники художников-импрессионистов сразу угадывают в этой сцене картину Эдгара Дега «Голубые танцовщицы». И это тоже один из ярких символов времени Иды Рубинштейн.
В воскресенье, 23 октября, на сцене челябинской оперы состоится второй премьерный показ балета «Ида. Любовь и страсть Иды Рубинштейн». Начало спектакля в 18:00.
Челябинская балетная труппа также репетирует этот спектакль, он останется в афише нашего театра.
Фото: Фото Александра Исакова