Искусствовед Челябинского музея изобразительных искусств Наталья Махновская совершила ряд находок, исследуя западноевропейскую коллекцию живописи музея. Среди них – картины «У жаровни» испанского художника Жозе Гальегоса-и-Арнозы и «Собаки перед убитым зайцем» Жана-Батиста Удри, которую художник написал, предположительно, по заказу фаворитки французского короля Людовика XV маркизы де Помпадур.
«Исследование коллекции – обычная закулисная работа сотрудников музея, – рассказывает Наталья Махновская. – У нас есть полные сведения далеко не обо всех картинах, мы определяем дату, когда именно была написана картина, имя художника, устанавливаем, чьи лица могут быть на них изображены, а если на картине пейзаж – пытаемся понять, где это».
В коллекции была единственная испанская картина «У жаровни», приобретенная у частного лица. Подпись в левом нижнем углу гласила: Hallegos. Еще в 1973 году эксперты решили, что ее написал Галлего Альварес Доминго, родившийся в 1817 году.
«У жаровни» – прелестная картина, написанная в свободной живой манере, яркость и праздничность полотну придают цветное витражное окно, красные портьера и подушка, перекликающиеся по колориту с богатым шитьем на камзоле старика, читающего газету. Рядом с ним у ажурной круглой жаровни, увенчанной маленькой фигуркой амура с луком в руках, греет руки пожилой священнослужитель.
«Мы решили уточнить эту информацию и стали копать дальше, – рассказывает Наталья. – В этом очень помогает Интернет. Раньше в распоряжении исследователей были только редкие поездки в музеи Москвы и Петербурга, а теперь можно получить информацию из любой точки мира (Мадрид, Париж, Токио) в короткий срок, например, ответ из Версаля был получен через два часа. Продвинуться в работе значительно проще».
Искусствовед обратилась с запросом в испанский музей Прадо и получила ответ, что да, работы этого художника находятся в Прадо, но автором является Хосе Гальегос-и-Арноса (José Gallegos y Arnosa). В интернете нашлось много информации об этом художнике, самым информативным оказался сайт, созданный потомками мастера и посвященный его жизни и творчеству.
На запрос на сайте ответил внук художника Пол Гальегос. Он подтвердил принадлежность произведения художнику и предоставил образцы подписей для сличения. Они оказались идентичными подписи с исследуемой картины.
«Также нам посчастливилось найти единственную работу этого мастера в Государственном Эрмитаже “Выход из церкви”, – продолжает Наталья. – На наш запрос хранитель итальянской и испанской живописи XIX-XX вв. Наталья Демина сообщила, что челябинская картина, несомненно, относится к работе Гальегоса, по времени создания начала XX в. Некоторое сомнение вызвала подпись художника, написанная, на ее взгляд, не очень стройно. Процитирую часть письма Натальи Деминой: “По удивительному стечению обстоятельств, Ваше письмо пришло именно в тот день, когда в Эрмитаже был правнук Гальегоса. Он сказал, что еще помнит ту жаровню, что изображена на картине. Она долгое время хранилась в их семье. Он предложил написать ему, переслав фотографии. … У него есть дневники мастера, может быть, что-то найдется там. Его имя Paolo Serafini.
Мы написали Паоло Серафини, пока ответ не получен, тем не менее у нас остается возможность дальнейших исследований и новых открытий».
От ответа на вопрос о предполагаемой стоимости картины сотрудники музея воздерживаются. Однако на сайте аукциона Sothebys, где обычно и продаются редкие предметы искусства, можно найти информацию о сделках с картинами Гальегоса. Например, 25 мая 2016 года полотно было продано за 22,500 GBP (1 713 076,13 рубля), а 16 декабря 2015 года за 85,000 GBP (6 471 620,95 рубля).
К открытию готовится выставка, где картину представят уже в свете новой информации. Ориентировочное название выставки – «Загадки старых мастеров». Но Гальегос – не единственная находка. В прошлом году удалось установить подлинность и автора картины с батальной сценой, им оказался голландец Ян ван Хухтенбург. Еще одна важная находка из недавних – картина француза Жана-Батиста Удри.
Полотно «Собаки перед убитым зайцем» художник написал по заказу маркизы де Помпадур. Так считает исследователь французской живописи в российских собраниях Гийом Нику, опираясь, в частности, на каталог аукциона посмертной распродажи коллекции маркизы де Помпадур в Париже 28 апреля 1766 года. Однако эта информация еще требует проверки.
Предположительно, выставка «Загадки старых мастеров» откроется в Челябинском музее изобразительных искусств в марте 2017 года.
Всего в музее 72 картины художников ведущих европейских школ XVI – начала XX вв. Основное пополнение коллекции пришлось на 1960-е гг. путем передач из Государственного музея искусств и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, дальнейшее формирование коллекции состояло из редких закупок у частных лиц, коллекционеров и поступлений от МК РСФСР.
Фото: Фото с сайта Chelmusart.ru