Перегруженные самосвалы и фуры стали настоящей бедой для челябинских дорожников. Машины, перевозящие в два раза больше допустимой нормы, оставляют за собой колеи и выбоины на асфальте. В этом году сумма ущерба, взысканная с выявленных нарушителей, составила более 5 млн рублей. Корреспонденты 74.ru отправились в рейд со службой весового контроля, чтобы оценить масштабы разрушения, узнать, как проверяют автомобили и какие уловки используют водители.
Мы выехали на дорогу «Восточный обход Челябинска» – точное местоположение до последнего держали в секрете, иначе можно спугнуть нарушителей, которые и без того активно обмениваются информацией по телефонам и рациям.
«Был в нашей практике случай на дороге Аша – Кропачево – Шарлаш: трое суток дальнобойщики стояли на обочинах, чтобы не проезжать через пункт весового контроля. И мы стояли в ожидании, когда их терпение лопнет», – рассказал начальник отдела организационно-производственного контроля ОГКУ «Челябинскавтодор» Сергей Клепиков.
Служба весового контроля миндортранса представляет собой мобильный комплекс на базе автомобилей марки Ford и «газель». Контролеры работают совместно с экипажем ДПС, ведь только сотрудники Госавтоинспекции имеют право останавливать машины. Грузовик направляется на весы, соединенные с компьютером через bluetooth. Машина заезжает на них каждой парой колес с остановкой. После вычисляется полная масса. Все происходящее фиксирует камера.
«Максимально разрешенная масса – по 10 тонн на ось, полная зависит от количества осей. Недавно у нас был зафиксировано 17 тонн на ось. Машина весила 73 тонны при допустимых 44: едет и просто гонит перед собой “волну” на асфальте, – продолжает Сергей Клепиков. – Сеть челябинских дорог была сформирована в 70-е годы под грузовой ГАЗ-51. Сейчас уже мало кто помнит такие машины. Сегодня такая нагрузка у Land Cruiser!»
За то время, пока мы находились на дороге, ни одной перегруженной машины так и не было выявлено, зато неподалеку один из грузовиков внезапно остановился на обочине и развернулся. Спустя полчаса после нашего появления поток автомобилей резко сократился. На что только не идут нарушители: делают вид, что машина сломалась, объезжают дорогу через поле, прикрывают друг друга, проезжая колонной, чтобы сотрудники ГИБДД не успели остановить нарушителя.
С серьезным перегрузом чаще всего едут самосвалы и бетоновозы. В черном списке проверяющих участки дорог вблизи горно-добывающих предприятий, карьеров и ГОКов. А вот дальнобойщиков становится все меньше, ведь, проезжая по стране, они где-нибудь да нарвутся на пункт весового контроля. Повышению дисциплины поспособствовало введение системы «Платон», которая не только контролирует вес, но и перемещение машин. Впрочем, с введением платы за тоннаж на федеральных трассах увеличился поток на региональных дорогах, отмечают в миндортрансе.
В случае превышения допустимой нормы, сотрудники ГИБДД должны блокировать автомобиль до устранения нарушения. В подобных случаях водителям приходится вызывать подмогу. Кроме того, нарушитель обязан возместить ущерб, который может составить несколько сотен тысяч рублей.
Такие следы оставляют за собой перегруженные машины. Их «вклад» в разрушение асфальта составляет до 90%. Урон от большого потока машин, старения покрытия и изменения погодных условий намного меньше. Как подчеркнули в миндортрансе, ямы стараются чинить по мере их появления, в противном случае ведомство штрафуют.
Бороться с перегруженными машинами, разрушающими дороги Челябинской области, помогут автоматические посты весового контроля. Как сообщал ранее Chelyabinsk.ru, их строительство намерены начать в следующем году, поскольку Южный Урал вошел в число первых регионов, где планируется реализовать проект.
«Мы начали рассмотрение различных вариантов. На сегодняшний день у нас есть ряд предложений, в том числе по линии частного и государственного
партнёрства. Соблюдение всех норм законодательства – это основной вопрос, который требует решения при реализации подобных инициатив», –прокомментировал нашему сайту министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Дмитрий Микулик. Вместе с тем, расширение службы весового контроля в ближайшей перспективе не планируется, поскольку это вопрос бюджета, добавил глава ведомства.
Фото: Фото Татьяны Тихоновой