Бизнес Город МФО пошли в суды

МФО пошли в суды

В работу южноуральским приставам попадает все больше долгов по микрозаймам. Как сообщила глава УФССП по Челябинской области Альбина Сухорукова, за девять месяцев долг жителей области по кредитам и займам составил 37 млрд рублей – на 7 млрд рублей больше, чем за весь прошлый год. Долг перед МФО за семь месяцев составил 176 млн рублей (3087 исполнительных производств). О том, почему микрофинансовые компании пошли в суды и зачем ограничивать количество займов в одни руки, – в материале 74.ru.

«Мы заметили, что все чаще в работу поступают долги именно по микрозаймам. Причем в отношении одного человека может быть взыскание по нескольким компаниям», – пояснила Альбина Сухорукова.

В СРО «МиР» считают, что рост количества судебных взысканий связан с подготовкой МФО к грядущим изменениям законодательства. «1 января 2017 года вступает в силу закон, ограничивающий способы взаимодействия с должниками и число контактов по вопросу возврата просроченной задолженности. В условиях этих изменений многие МФО планируют уделять больше внимания судебному взысканию задолженности и обращаться в суд на более ранних сроках», – считает заместитель директора СРО «МиР» Андрей Паранич.

Но сами МФО тенденцию не подтверждают. Так, в компании MoneyMan утверждают, что в этом году по Челябинской области было всего четыре случая взыскания долга через суд (всего по России 0,002% от общего количества займов). «В первую очередь мы работаем с должниками самостоятельно, – рассказал директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин. – Компания использует только совокупность дистанционных методик взыскания. Проводится профилактика задолженности – если оплата не приходит в срок, мы напоминаем о долге. Сначала в автоматическом режиме, а на третий день просрочки с неплательщиком связываются сотрудники службы взыскания».

Он добавил, что если должник испытывает проблемы, но обещает вернуть, компания может предложить реструктуризацию. «С тем, кто не готов искать компромисс, компания предпочитает встречаться в суде. Мы боремся за такие долги, даже если сумма, которую мы отсудим, меньше юридических издержек. Так мы пытаемся привить россиянам финансовую дисциплину», – говорит Борис Батин.

Обращаться в суды за взысканием долгов по займам невыгодно, считают в компании «Быстроденьги». «Это не только очень затратная процедура как для компании, так и для заемщика, на которого также ложится часть судебных затрат, – пояснила директор департамента по правовым и корпоративным вопросам ГК “Быстроденьги” Александра Новицкая. – Во-вторых, сам факт наличия исполнительного листа никак не влияет на платежеспособность клиента, на его возможность погасить заем». Поэтому, по словам эксперта, процент договоров, передаваемых на судебное взыскание, в компании остается на прежнем уровне, существенной динамики нет. Количество безнадежных займов составляет 14,7% и, как сообщает Александра Новицкая, постоянно сокращается.

По данным «Быстроденьги», в 2016 году количество офисов микрофинансовых организаций сократилось на 15%.

Отсечь неплатежеспособную категорию заемщиков, обезопасить от нежелательных рисков население и структурировать работу микрофинансовых компаний призван базовый стандарт. В конце октября Банк России опубликовал проект указания того, что он должен содержать. «Этот проект подробно описывает, какие пункты должен включать в себя разработанный саморегулируемыми организациями базовый стандарт по защите прав потребителя», – пояснил Андрей Паранич.

Наличие такого документа должно благотворно сказаться на репутации рынка МФО, считает Александра Новицкая. «Стандарт при этом является еще и показателем доверия регулятора к рынку МФО, так как его разработка поручена самому рынку, а статус будет иметь уже нормативного акта Банка России. Так как стандарт разрабатывается с участием представителей таких лидеров, он имеет все шансы на успешное применение», – уверена она. Предполагается, что базовый стандарт может вступить в силу уже в 2017 году.

Банк России прописал, что МФО будут обязаны предоставлять клиентам не только информацию о названии и товарном знаке, но и о номере записи в госреестре, о членстве в СРО и ее стандартах по защите прав и интересов заемщиков. МФО расскажут, какие услуги они оказывают за дополнительную плату, о рисках и возможных потерях, о том, куда пожаловаться и как защитить свои права. «Все это направлено на улучшение качества работы сервисов и повышения прозрачности всего рынка. И положительным образом отразится и на финансовой грамотности населения», – поясняет Борис Батин.

Еще одно важное положение базового стандарта потребует от микрофинансовой организации проведения оценки платежеспособности клиента, в том числе получения сведений об источниках его доходов и других денежных обязательствах. Однако, по словам экспертов, это требование сложно назвать нововведением. «Микрофинансовые организации и сегодня проводят оценку платежеспособности клиентов. Она осуществляется по большому количеству параметров, а не только на основе того, что сообщил заемщик. К сожалению, у МФО нет доступа к официальным данным о доходах граждан», – пояснил Андрей Паранич. Это указание обязывает МФО учитывать данные о доходах и собирать статистику, добавляет Александра Новицкая. «Как организовать этот процесс, компании решают самостоятельно. Таким образом просто фиксируется необходимость такого бизнес-процесса. При этом мы как кредитор и так заинтересованы в оценке платежеспособности клиента, сосредоточены на этом и постоянно развиваем собственную скоринговую систему», – поясняет эксперт.

Больше вопросов у МФО вызывает ограничение количества займов на одного клиента в течение года (касается займов до зарплаты – до 30 дней). «Это позволит снизить вероятность ситуации, когда заемщик выплачивает один заем за счет вновь взятого другого и попадает в еще большую долговую зависимость», – считают в ЦБ. В МФО поясняют: клиентам удобно пользоваться услугами одной компании, так как с каждым разом он получает более выгодные условия. «В будущем у него не будет такой возможности. Следовательно, он будет вынужден обращаться в другие компании. Уверен, что не у всех компаний есть возможность проверить, брал ли заем пользователь где-то еще или нет. Самый плохой вариант, если заемщику будет везде отказано, то он будет вынужден обращаться за денежными средствами на черный рынок», – считает Борис Батин.

Эти ограничения требуют довольно трудоемкого процесса интеграции соответствующих изменений в программное обеспечение, считает Александра Новицкая. «Они могут быть основаниями для переоценки эффективности финансовой модели микрофинансовых компаний», – резюмирует она.

Напомним, до 6 сентября 2016 года все МФО должны были стать членами саморегулируемых организаций, на которые возлагаются функции первичного контроля за МФО и разработка базовых стандартов их деятельности.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления