В зале регионального отделения Союза художников России открылась выставка известного челябинского художника Павла Ходаева, некогда основавшего в городе группу «Традиция». В октябре этого года мастеру исполнилось 70 лет, но юбилейных, веховых выставок он не любит, поэтому свою новую экспозицию считает «очередным концертом».
Поклонники философской и удивительно позитивной живописи Павла Ходаева найдут здесь как самые известные его работы, например, знаменитые «фугетты» на основе деревенской дровяной поленницы, так и абсолютно новые.
«Новых работ здесь около 20, – рассказал художник корреспонденту 74.ru. – Но я не ставил задачи показать только новое, я выстраивал экспозицию по принципу непротиворечивости. Есть новые работы, которые просто не вписались в контекст этой выставки, и они остались в мастерской. Я же не стремился сделать творческий отчет. Это как у музыканта – очередной концерт. (Смеется.) Несмотря на то, что это косвенно связано с семидесятилетием, я не заостряю на этом внимания. Это просто некая точка. Поставил ее и начал новое предложение».
Новая выставка Ходаева явно возвращает зрителей к каким-то ярким, летним переживаниям. И даже согревает после почти тридцатиградусного мороза на улице. На мой вопрос, как это ему удается, мастер ответил: «Просто я люблю лето».
По словам Павла Петровича, он сегодня стремится «вытащить на холст» свои самые позитивные эмоции: «Переживания, которые не вредны для окружающих меня людей, для моих зрителей. Считаю, что художник, не заботящийся об экологии, если не преступник, то варвар. Я никому ничего не навязываю, никого ни к чему не призываю, живопись – это отдельная стихия, которую можно принимать или не принимать. Она есть и все. Знаете, в последнее время мне очень нравится делать выставки в глубинке. Я понял, что люди там открыты искусству, они готовы и способны впустить в себя информацию. Это потрясающие зрители».
Предыдущая персональная выставка Павла Ходаева в 2012 году прошла в картинной галерее Челябинского областного музея изобразительных искусств. И можно сказать, что новая выставка – некое логическое ее продолжение.
«Потому что я живу уже в каком-то измерении, когда невозможно прервать цепь размышлений и чувствований, – подтвердил предположение Павел Ходаев. – Есть лишь одно – готов я сегодня или нет к решению возникшей идеи, иногда возвращаюсь к чему-то ранее обозначенному, чтобы уточнить что-то. Я все время работаю по-черному, не думая о выставках. Если бы думал, то ничего бы не сделал. Поэтому нет в моем творчестве отдельных периодов, разрыва между новым и старым, я живу жизнью, где одно логично вытекает из другого. Если не придумалось само, не пришла информация для появления новой работы, она спит во мне. А когда все готово к выходу, то начинает мучить, и я должен делать. Пока не освобожусь от этой страсти, дальше идти не могу, не позволит мне эта созревшая страсть».
Выставка Павла Ходаева в главном зале Союза художников на улице Цвиллинга, 34 продлится до конца декабря.
Павел Ходаев – один из художников, основавших в Челябинске известную группу «Традиция». По словам искусствоведа Галины Трифоновой, выставки «Традиции» вызывали в конце ХХ века огромный интерес: «Аникин, Ходаев, Качалов, Латфулин и раньше заряжали наши областные и городские выставки – все шли смотреть, прежде всего, на их работы. Это свидетельствовало о том, что художники находятся в постоянном развитии, движении. Это так зажигало! Но, самое главное, что мне нравится в работах художников группы “Традиция” (и это, при всей разности, их сближало), что они основываются на живых и чувственных воспоминаниях пережитого».
Фото: Фото Олега Каргаполова и Екатерины Пустынниковой