Уже почти два месяца жительница Челябинска Нина не может избавиться от навязчивых звонков из банка, который пытается взыскать долг с бывшего владельца ее телефонного номера. Девушка обратилась в редакцию сайта за помощью – своими силами решить проблему не получается. Банк пообещал разобраться со звонками, а оператор – предоставить номер, которым еще никто не пользовался. Эксперты поясняют: подобные ситуации возникают, когда заемщики пытаются скрыться от кредиторов, меняя номер телефона. Как можно уйти от незаслуженного преследования банка и может ли в этой ситуации помочь оператор – разбирались корреспонденты 74.ru.
С тем, насколько нелегка доля заемщиков, челябинка Нина столкнулась, когда купила новую сим-карту. «1 октября я купила сим-карту «Мегафона». На этой же неделе стали приходить сообщения с требованием оплатить кабельное телевидение, а следом SMS от КБ «Ренессанс кредит» с напоминанием о погашении кредита, – рассказывает Нина. – Сначала я их игнорировала – сама кредитов не брала ни разу, поручителем тоже не выступала. Но когда SMS стали приходить чаще и чаще, а к ним добавились звонки, я начала нервничать». Девушка связалась с сотовым оператором, но там ей посоветовали либо сменить номер, либо самой разбираться с банком.
«1 ноября я написала письмо в банк, в этот же день мне ответили, что после проведенной проверки мой номер телефона снят с активности. Но уже вечером звонки возобновились. Теперь банк интересовало, когда я приобрела номер телефона и не знаю ли я бывшего владельца, кем он мне приходится», – возмущается Нина. По ее словам, звонки и сообщения участились, повысился и градус разговора. «Дошло до того, что мне предложили самой разыскать должника банка!» – пояснила девушка, добавив, что всю прошлую неделю ей звонили по 10 раз в день, требовали прийти в банк с документами. А в прошедшие выходные на номер Нины позвонили из «Банка Русский стандарт» по еще одному якобы ее кредиту.
«Я обессилена. Смена номера тут не поможет, ведь кто-то еще может оказаться в такой же ситуации! Это уже просто телефонный терроризм! Почему я должна разбираться со всем, я ведь просто купила сим-карту?!» – удивляется девушка, добавляя, что написала заявления в Роскомнадзор, Роспотребнадзор и прокуратуру.
В пресс-службе банка «Ренессанс кредит» пояснили, что номер читательницы ранее был указан клиентом банка при заполнении заявки на кредитный продукт в качестве одного из контактных номеров. «К сожалению, впоследствии клиент не уведомил нас об изменении своего контактного номера. Поэтому звонки из банка могли поступать на номер, принадлежащий теперь Нине Леонидовне», – рассказали в банке. «Ренессанс кредит» подтвердил, что 1 ноября девушка обратилась в банк и сообщила о некорректности номера, по которому специалисты пытались связаться с клиентом.
«После проведения оперативной проверки этой информации уже на следующий день номер был исключен из базы обзвона клиентов. В соответствии с имеющимися в системах банка данными подтвердить факт продолжения звонков мы не можем, – комментируют в банке. – Однако мы заинтересованы в скорейшем решении вопроса Нины Леонидовны, поэтому в ближайшее время наши специалисты с ней свяжутся для получения дополнительных сведений, которые помогут нам выявить причины поступления звонков после снятия данного номера телефона с активности».
Как уже неоднократно писал 74.ru, правила продажи сотовых номеров стандарты у всех операторов – если с номера с нулевым балансом не совершается никаких платных действий в течение 90 дней, то он снимается с обслуживания и переходит в банк свободных номеров.
«Блокировать номера оператор может только в случае подтверждения мошеннических действий, – пояснили в пресс-службе «Мегафона». – Чего в данном случае нет». В компании посоветовали пользоваться функциями телефона «Черный список» или приложениями «Антиколлектор», ну и, конечно же, обратиться в кредитную организацию для подтверждения своей непричастности, а если это не помогает, то – в правоохранительные органы. «Со своей стороны мы готовы подобрать и предоставить читательнице портала 74.ru новый номер, который еще не был использован другими лицами», – добавили в пресс-службе «Мегафона».
Ситуации, когда новые владельцы сим-карт попадают под прицел банков, а иногда и коллекторов, возникают, когда должник, не желая выполнять свои финансовые обязательства, выбрасывает номер. «Мобильные операторы в случае неактивности номера на протяжении нескольких месяцев передают его новому абоненту. Банк же, не располагая информацией о смене владельца, пытается связаться с должником по указанному номеру, – пояснил руководитель филиала СМП Банка в Челябинске Максим Григорьев. – Как правило, в случае возникновения подобной ситуации достаточно обратиться в отделение банка и написать заявление об исключении номера из базы контактов. Возможно, некоторые банки могут попросить предоставить копию договора с мобильным оператором для подтверждения факта смены номера». Эксперт напомнил, что в случае длительной просрочки – полгода-год (в зависимости от политики банка) – просроченная задолженность может быть передана в работу коллекторскому агентству – в этом случае обращаться нужно к ним. «К сожалению, в настоящее время банки никак не могут противодействовать возникновению подобных ситуаций – они могут быть решены только на основании обращения».
С юридической точки зрения Нина повела себя правильно, поясняет специалист Центра по защите прав потребителей Алексей Мотылев. «Если вас безосновательно беспокоят звонками коллекторы или банк, сделайте распечатку звонков, можно записать их разговор на диктофон. И со всем этим – с заявлением в Роскомнадзор и прокуратуру», – посоветовал юрист. Эксперт пояснил, что банк могут привлечь к ответственности за нарушение правил обработки персональных данных (по ст. 13.11 КоАП) и назначить штраф до 10 тысяч рублей.
Фото: Фото предоставлено читателем 74.ru