Майор милиции в отставке Виктор Грешняков за 25 лет службы в органах повидал немало: убийства, разбои, грабежи и захваты преступников. Большинство этих историй заслуживают лишь того, чтобы попасть в папку с уголовным делом. Но иногда преступники способны удивить даже бывалого милиционера. Преподносят сюрпризы и коллеги. Самые поразительные ситуации Грешняков включил в свою книгу под нескромным названием – «Майор Грешняков». Мы пообщались с автором книги и узнали, что его подвигло на написание мемуаров.
Военная тайна
Может, у книжки название и говорящее, но сам майор человек скромный, не любит хвалить себя. За него говорят ордена, медали и погоны. А книга — просто способ собрать в одном месте памятные истории и еще раз призвать людей к уважению закона.
– Все рассказы основаны на реальных историях о тех людях, которые нас окружают, – делится Виктор Петрович. – Идея книги вызревала у меня давно. Когда вспоминаю свою службу, кажется, будто я выходил на горячий фронт, и книга – кульминация всех событий. Я был участковым инспектором, оперативным дежурным, начальником кабинета профилактики, командиром взвода. Все это – работа с людьми, целая вереница типажей, о самых ярких я и рассказал.
Если Виктор Грешняков подал идею книги и поделился историями, то роль соавтора Романа Розенфельда заключалась в реализации этой идеи с помощью электронного издательства. Принимал он участие и в написании книги:
– Я не кабинетный психолог, постоянно работал с людьми, от простых людей с их житейскими проблемами до директоров сетей магазинов, общался и с нарушителями закона. Поэтому и мне было что сказать, – говорит Роман.
Майор и психолог знакомы давно, но даже давняя дружба не спасла от разногласий и споров в процессе написания. Раскрывать ли приемы оперативной работы или сохранить «военную тайну»? Разворачивать ли предложения или оставить лаконичные, милицейские формулировки? Рассказы шлифовали на протяжении полугода.
Виктор Петрович Грешняков – майор милиции, награждён медалями «За безупречную службу» III степени, «За отличие в службе» II степени, «За отличие в службе» I степени, «70 лет Великой Победы», «За верность присяге». Вручён нагрудный знак «200 лет МВД России». Имеет благодарность от министра внутренних дел.
«Тихая» служба началась с поножовщины
– Служба у меня начиналась необычным образом, – вспоминает Виктор Петрович. – Это был 1986 год. Меня направили в Еткульский район, в руководстве сказали, мол, это тихий район, будешь там спокойно жить и работать. Не прошло и трех дней, как я переехал и поселился в домике. Среди ночи проснулся от стука в дверь. «Убили, убили!», – кричала женщина. «Ну вот, а говорили, будет тихо», – подумал я тогда.
Эта история легла в основу рассказа «Герой» про участника Великой Отечественной войны. Фронтовик, разведчик, орденоносец не справился с пережитым горем и ужасами войны и стал особо опасным рецидивистом. Кричавшей он приходился отцом. Девушка рассказала, что стала свидетельницей расправы: собутыльник пырнул отца ножом. Молодой участковый задержал нападавшего, но фронтовик потерял много крови и умер в больнице.
Тот случай не стал единственным испытанием для участкового. Однажды ему поручили проверить судимого, который только вернулся с зоны. Вооружившись табельным пистолетом, Грешняков отправился по адресу и застал в квартире пьяную вечеринку. Выпить с ними отказался, обстановка накалилась вплоть до того, что тот самый судимый выхватил из-за спины обрез. Дальше процитируем рассказ «Блатхата».
«Резким движением руки я достал из кобуры пистолет Макарова и взял на мушку Скворцова. Я крикнул: "Сейчас я вас всех, козлов, здесь положу!". Скворцов опустил обрез на стол и достал из кармана удостоверение сотрудника МВД. Он сказал: "Лейтенант, расслабься, тут все свои. Мы из учебного центра МВД. Все наши действия сняты на видеокамеру. Проверку ты прошёл"».
– Потом я узнал, что патроны в магазине моего пистолета были не боевые, – вспоминает Грешняков. – А тех, кто садился выпить с бандитами или еще как-то неправильно себя повел, с треском отчислили из учебки.
Шампанское и розы от воров
За 25 лет службы майор Грешняков убедился, что люди меняются.
– На мой взгляд, больше всего изменилось отношение самого преступника к тому, что он совершил. Раньше жулики были, что называется, с понятиями, а сейчас, например, вор берет чужую вещь так, будто она ему принадлежит. В рассказе «Так жить нельзя» я описал как раз такую историю о совестливых ворах. Приводим ее в сокращении.
«В городе появились "оптовики". Они вскрывали квартиры не поштучно, а целыми подъездами и домами. Хозяйка одной из взломанных квартир работала учительницей начальных классов и жила очень бедно. Вместо ответа на вопрос "Что у вас украли?" она предложила пройти вместе с ней на кухню. "Вот, смотрите", – сказала она и показала на стол. Мы увидели бутылку шампанского, букет роз и коробку конфет. На кухне сидел большой рыжий кот, который с большим аппетитом доедал кусок копчёной колбасы, подаренный непрошеными гостями. Преступники оставили учительнице не только подарки, но и записку. Там было написано: "Так бедно жить нельзя!"».
– Считаю, что сейчас такая ситуация невозможна, – рассуждает Виктор Петрович. – Сейчас преступники озлобились, стали наглыми, агрессивными, готовы отнять у людей последнее. А раньше с ними можно было поговорить. Я всегда пытался понять мотив преступника, выслушать его, объяснить, почему именно он неправ. Старался сделать так, чтобы человек ушел на зону не озлобившимся, а в размышлениях о своем проступке.
Вопреки закону жанра
Книгу «Майор Грешняков» опубликовали на сайте издательства Ridero, запустили продажи на OZON и еще паре десятков популярных площадок. Напечатали и пробный тираж, несколько десятков экземпляров с автографами раздали коллегам и родным. Реакция коллег была однозначной: изумление. Зацепило всех, равнодушных не осталось. Читали взахлеб, перечитывали, во многом соглашались, а пожелание высказали только одно: можно было и покрепче выражения использовать. Но извините, цензура: все-таки, по задумке Виктора Петровича, книгу будут читать не только работники органов. А еще читатели удивлялись неожиданным концовкам, противоречащим «закону жанра». Но как раз об историях из книги майора Грешнякова можно сказать: нарочно не придумаешь.
Фото: Фото предоставлены Романом Розенфельдом