Презентация нового издания «Челябинск глазами художников» состоялась во вторник, 6 декабря, в челябинском выставочном зале Союза художников. В этом альбоме представлена целая эпоха – 273 работы, которые были созданы в период с 1890 по 2010 год. 21 картина (самая крупная из всех представленных в этом издании коллекций) хранится в частной галерее Николая Перевозчикова. Николай Ильич очень гордится тем, что за несколько лет собрал коллекцию работ местных живописцев. А особенно гордится дружбой с одним из них, самобытным и уникальным художником Александром Сухановым, который живет в уральской глубинке и использует для своих шедевров половики, обивку для дивана, доски от забора и другие старые вещи.
В одном кадре два Суханова — художник и автопортрет
Галерист Николай Перевозчиков живет в искусстве
А познакомились Перевозчиков с Сухановым через известного челябинского поэта Сергея Семянникова, лауреата премии «Литературной газеты» и журнала «Молодая гвардия». Лет 15 назад Семянников перебрался в глушь, в деревню, где живут потомки бывших каторжников – Тюлюк. Как-то поехали они к поэту в гости, и Семянников предложил по пути заехать в Сатку: живет, мол, в этом городке один необычный художник. Челябинский галерист возражать не стал, хотя и особого желания не испытывал, но… посмотрел на картины Александра Суханова, и закупил целую партию. А потом – еще и еще. Сейчас в галерейном хранилище Перевозчикова хранится более полутора тысяч картин Суханова!
Эх, Александр Геннадьевич! Вот вел бы себя нормально, как обычный советский художник, так, наверное, жил бы сейчас в столичном особняке, как Александр Шилов или Илья Глазунов! Уже в 14 лет Саша Суханов подавал большие надежды. Однако надежд этих не оправдал. Поступил в институт, но учиться не стал – очень уж был, как говорят, кипишной парень! Не было для него ни канонов, ни авторитетов.
В 70-е годы власти объявили Суханова в формализме, закрыли мастерскую и велели про такого художника забыть. Вот так жизнь выбросила Суханова на окраину города, где он до сих пор и живет. Александр Геннадьевич бедствовал, жил тем, что Бог пошлет, и тем, что выросло на огороде. И рисовал.
Одна из картин, написанных на половичке
А рисовал Александр Суханов на чем попало. Денег на холсты у художника не было. Ну и что? Вот старенький половичок, о который раньше вытирали ноги, – чем не холст? Или кусок паласа! В ход шла обивка от старого дивана, кусок тюля или плюша и даже клеенка со стола. Нашел на помойке дверь, распилил на части – вот и материал для картины! В галерее Перевозчикова висят живописные работы саткинского художника в рамках из рассохшихся досок или склеенных прутьев. А вот и вовсе забавная работа: оторвал Суханов от забора три доски, а одну из них сломал наполовину – как будто бы смотришь в дырку, а там – женщина. Женщин, кстати, Суханов рисовать очень любит. Но это не мадонны с нежными ручками – женщины у него всегда при деле: они стирают, гладят или варят.
Художника раньше как-то не интересовало, куда и к кому его картины попадут. Нарисовал картину на одной стороне, а потом перевернул – и на другой рисует. В галерее Перевозчикова хранится автопортрет Суханова, как утверждают специалисты, музейного уровня. Когда-то он был изображен по пояс, сейчас сохранилось одно лицо – остальную часть холста Александр Геннадьевич использовал на какие-то хозяйственные нужды. Вот такой он человек. Хозяйственный.
Женщины — любимая натура художника
А вот Перевозчикову было не все равно, что будет с картинами художника из Сатки. Очень ему хотелось Суханова показать миру. Как-то затащил в галерею писателя Захара Прилепина. Прилепин, надо сказать, в живописи разбирается неплохо, и известных художников видел немало: «Это должно висеть в Лувре!». И «запал» на одну из картин: «Я бы за нее отдал любые деньги!». Николай Ильич, хоть и меценат, но прежде всего – бизнесмен. И любые деньги для него – величина весьма неконкретная. Картину, которая понравилась Захару, он пожалел, а вот другую – подарил. Это вызвало у писателя бурю восторга. Я связался с Прилепиным, и попросил его кратко выразить свое отношение к художнику.
– Зыбкий, маревный, волшебный тихим русским волшебством мир Суханова – родной для меня. Растворяющий и умиротворяющий. Я хотел бы жить всегда в этом мире. Я там живу, и всё там узнаю. Удивительный и родной художник, – сказал Прилепин.
Захар Прилепин в восторге от работ уральского художника
Как там сейчас живет художник в своем мире? Звоню Александру Геннадьевичу, спрашиваю, что там нового в Сатке? Как сейчас к нему, уже члену Союза художников России, относится начальство? Суханов смеется:
– А что нового может произойти в нашем городе? Начальство ко мне никак не относится. Я сам по себе, и оно – само по себе. Все, как раньше…
Художник, как прежде, свободен. Но, в отличие от прежних лет, он уже востребован: Николай Ильич готовит выставку Суханова в Подмосковье. А к самой столице нужен подход особый… впрочем, не все сразу.
Многие годы Александр Суханов жил натуральным хозяйством...
Старая Сатка ночью
Женщины у Суханова всегда заняты делом
Фото: Фото предоставлены Николаем Перевозчиковым, Захаром Прилепиным и Александром Утробиным