28 января четверг
СЕЙЧАС -6°С

Банк отказался вернуть 60 тысяч рублей, украденных с карты челябинца

Поделиться

Банк отказался возвращать 60 тысяч рублей, украденных мошенниками с карты челябинца. На сторону кредитного учреждения встал и суд, посчитав, что банк провел платеж по закону. Почему могут отказать в возврате денег и что делать, если с карты начали исчезать деньги, – читайте в нашем материале.

В апреле 2015 года семья Петровых, собираясь в отпуск, положила скопленные на него деньги на карту. Однажды ночью Роман Петров проснулся от сообщений, которые приходили на телефон, о входе в интернет-банк Сбербанка и списании денег с карты – СМС приходили одна за другой. По словам представителя пострадавшего Ирины Поздняковой, было шесть сообщений о списании денег со счета на разные суммы. Самую крупную, на 60 тысяч рублей, списали первой.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

– Роман сразу позвонил в банк с просьбой заблокировать карту и отменить все последние операции, – рассказала Ирина Позднякова. – Отменили все, кроме первой, сославшись на то, что истекло время.

Уже утром Роман обратился в отделение банка. Через месяц банк ответил, что не может вернуть украденные деньги, так как операция была совершена с карты с корректным введением паролей и логинов. Мужчина также обратился в полицию, было заведено уголовное дело. Романа признали потерпевшим, но преступники не найдены до сих пор. Не дождавшись возврата денег, мужчина пошел в суд.

Калининский районный суд Челябинска, где рассматривалось дело, отказал в возврате украденных денег, штрафов и моральной компенсации, сославшись на то, что списание было проведено по закону и подтверждено паролем, высланным на телефон истца.

– Банк обязан был провести перечисление средств, так как операция совершена с использованием корректных идентификационных данных клиента, – пояснил 74.ru заместитель управляющего Челябинским отделением Сбербанка Андрей Ручай, добавив, что оснований для привлечения банка к ответственности в соответствии со ст. 9 ФЗ «О национальной платежной системе» суд не нашел.

Не согласившись с решением суда, Роман Петров подал апелляционную жалобу, указав, что это банк не обеспечил сохранность денег и не может перекладывать всю ответственность на клиента.

– Суды сочли, что раз клиент подписал договор, то за все, что происходит с картой, отвечает он. Мы считаем, что если Сбербанк предоставляет такие услуги, как онлайн-банк и мобильный банк, то должен отвечать за их безопасность, – уверена Ирина Позднякова.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда не нашла оснований для отмены решения суда. Во-первых, операция была проведена от имени Романа Петрова, во-вторых, карта на тот момент заблокирована не была и факт нарушения банком мер по информационной защите не установлен. К тому же не доказано, что перевод осуществлен без согласия держателя карты, а банк нарушил порядок оказания услуги.

– Доводы Романа Петрова о том, что он не нарушал условия договора, потому что сохранял карту и контрольную информацию, не передавал ее иным лицам, не были подтверждены доказательствами, – заметил Андрей Ручай.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Ирина Позднякова пояснила, что банк не доказал и обратного.

– В законе об НПС говорится, что банк обязан уведомлять клиента о совершенных операциях. И в случае, если деньги списаны мошенническим путем, без его согласия, должен их вернуть. Или доказать, что кража денег с карты произошла по вине ее владельца. Таких доказательств предоставлено не было, – указывает представитель потерпевшего.

По ее словам, сложившаяся судебная практика показывает, что отказать в возврате денег банк может, только если клиент обратился не в первые сутки с момента кражи денег, либо доказано, что данные его карты попали третьим лицам.

– Мы намерены подавать на кассацию, – резюмирует Ирина Позднякова.

Как мошенники уводят деньги?

С начала 2016 года в отделение по Челябинской области Уральского ГУ Банка России поступило 39 обращений южноуральцев по поводу несанкционированного списания с картсчетов. Их количество снизилось по сравнению с прошлым годом на 38%. Способов отъема денег у населения масса. Один из вариантов мошенничества в случае с Романом Петровым, который рассматривают эксперты, – это изготовление мошенниками дубликата телефонного номера и перехват кодов, поступающих на него.

По мнению управляющего Уральским филиалом Банка «Интеза» Алены Филипповой, суть атаки сводится к выборочному перехвату трафика, СМС, звонков с мобильного телефона при помощи вредоносных программ.

– Есть два варианта развития событий. Первый: СМС о списании денег приходит непосредственно от банка. В этом случае нужно позвонить в контакт-центр. Вполне вероятно, что банк может списывать пени за просрочку платежа или производить автоплатеж, о котором клиент мог забыть. Если нет, то сотрудник заблокирует карту, – объясняет Алена Филиппова. – Второй вариант – СМС пришло с незнакомого номера, в тексте содержится федеральный номер, при звонке на который якобы оператор колл-центра начнет запрашивать данные карты. Это могут быть мошенники, не сообщайте никаких данных.

Она напомнила, что транзакция – не мгновенный процесс и может длиться до семи дней.

– Тот момент, когда вы получаете СМС о списании, – на самом деле сообщение о начале операции. Деньги на этот момент не списаны, а всего лишь заморожены на счете, – пояснила она.

Поэтому первое, что нужно сделать, если на телефон начали приходить сообщения о списании денег с карты, позвонить в банк и заблокировать карту. Затем написать заявление о спорной транзакции по форме банка или, если такой нет, в свободной форме. Сделать это нужно не позднее следующего дня после списания денег со счета. Как добавила Алена Филиппова, банк рассматривает заявление до 30 дней, а при выявлении службой безопасности явных признаков мошенничества возбуждается уголовное дело.

Банк обязан вернуть своему клиенту незаконно списанные деньги в следующих случаях:

  1. Если банк проинформировал клиента о совершении операции, а клиент направил уведомление о несогласии с ее проведением не позже следующего дня. И при этом не нарушил правила безопасного использования банковской карты.
  2. Если банк не уведомил клиента о совершенной операции (способ уведомления указан в договоре).

Как обезопасить себя от мошенников

  1. Пользуйтесь банкоматами, установленными в безопасных местах (лучше в банках), так как на них сложно установить скиммеры и другие устройства для получения пин-кода.
  2. Не прислушивайтесь к советам посторонних и не пользуйтесь их помощью при проведении операций с банковской картой.
  3. При введении пин-кода всегда закрывайте клавиатуру рукой, даже если на самом банкомате есть защитные боковые ограничители обзора клавиатуры.
  4. Никогда не передавайте карту и не сообщайте ее данные третьим лицам, даже если они представляются сотрудниками банка.
  5. Не храните пин-код в доступных местах.
  6. Подключите СМС-информирование.
  7. Платежи в Интернете – только на проверенных сайтах, а лучше с помощью отдельной карты для онлайн-платежей. Можно установить лимит для своей карты – больше определенной суммы с нее снять будет невозможно.
  8. Запишите номер службы поддержки клиентов банка в телефон или записную книжку.
  9. Регулярно обновляйте антивирус на носителе, с помощью которого производите платежи картой.
  10. Если телефон перестал ловить сеть оператора – то, возможно, идет перевыпуск сим-карты. Обратитесь в салон связи.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...