Жители против, администрация за – художественная галерея на ЧТЗ сегодня, 19 января, второй раз проходит горнило публичных слушаний. В преддверии общественного обсуждения 74.ru встретился с инициатором открытия галереи художником Тимуром Дидишвили в его мастерской и выяснил, за что борется мэтр, какие его работы попадут в Русский музей и ради чего он согласится отменить строительство на улице Первой Пятилетки – в материале 74.ru.
Известный театральный художник и действительный академик Российской академии художеств Тимур Дидишвили уже пять лет добивается строительства и открытия художественной галереи в Челябинске. Несколько лет назад ему выделили земельный участок в Тракторозаводском районе, в самом начале улицы Первой Пятилетки. При первом обсуждении жители близлежащих домов активно выступили против строительства галереи на месте парковки.
– На новых слушаниях снова оплеуху получу по поводу галереи, которую я хочу для города, – сокрушается Тимур Дидишвили. – Вот улица Первой Пятилетки, вот банк, вот парковка, и дамы на слушаниях кричали: «Не хотим мы эту галерею! Пусть будет парковка! Машины некуда девать, нашу территорию займут». Я на следующее утро уже шел в мэрию, чтобы отказаться от этой идеи. И никакого заседания не было, вышел ко мне заместитель главы города Владимир Слободской и говорит «Тимур Давидович, стройте» – они сами волевым решением дали добро, потому что территория не частная, а муниципальная.
По словам художника, строительство художественной галереи изначально было инициативой городских властей:
– Этот вопрос не я поднимал, а Евдокимов, когда был вице-мэром по социальным вопросам (вице-губернатор Вадим Евдокимов занимал эту должность в 2005–2010 гг. – Прим. авт.) сказал мне, что было бы хорошо, если бы я за это дело взялся. Идея интересна мне была – сделать картинную галерею официальную, именную. Люди уходят из жизни, и ничего от них не остается, выкидывают потом их вещи и работы. Если мой проект не поддержат, я и брошу его – хрен с ним! Я не борюсь за это так сильно, но уже дело чести.
Художник утверждает, что договорился с владельцами автостоянки о том, чтобы передвинуть парковку на 25 метров. Его больше смущает выделенный участок:
– Главное, что это не очень хорошее место, действительно. Вот здесь, под колоннами, поддерживающими второй этаж, коммуникации идут, и над ними нельзя строить, – показывает Тимур Дидишвили. – Очень жаль, что так. Я бы не портил, продлил нижний этаж. А тут еще выяснилось, что возле президентской трассы можно занимать только 40% площади. Получается трехкомнатная квартира! Но ведь здание должно на чем-то держаться экономически, государство же не будет финансировать частный музей... Вот будем на новых слушаниях обсуждать использование 60% пространства.
– То есть вы хотите увеличить объем здания?
– Да нееее! Ничего не надо увеличивать, там всё есть, просто нельзя делать застройку более 40% – это и будем обсуждать. В проект здания входит всё. Я так планировал: должен быть подвал, в котором я хотел специально темные помещения сделать для графики и фотовыставок, создать там специальную ауру через точечный искусственный свет – задумал я театральное решение. А здесь коммуникации, какой подвал...
– В центре Челябинска пустует немало старых зданий, вы просили выделить какое-либо из них?
– Не просил, но есть отличный вариант – дом на углу улиц Карла Маркса и Цвиллинга. Классное деревянное здание! Лучше не придумаешь! Дали бы мне его, сделал бы галерею в центре города. И для поддержки здания готов был отдать часть под кафе, только без алкоголя – арт-кафе там можно сделать. Вначале дом был у Карликанова, потом он отказался, сейчас дом висит. Я бы сохранил это здание, привел в надлежащий вид, и готов до сих пор на это. Но как это сделать, не знаю. И просить уже не хочу ничего ни у кого: если хотите, чтобы вас прокляли – получите земельный участок якобы бесплатно.
– Что будет располагаться в новом здании?
– Второй этаж будет выставочным залом. На первом этаже подсобные помещения разные. Если бы полностью удалось построить первый этаж, его бы приспособили под нужды галереи, а раз там коммуникации... Это образовательный центр должен быть! Я долго шефствую над детским домом в Долгодеревенском – они очень творческие, рисуют! Уговорил других художников собрать выставку работ и подарить им, чтобы была в детдоме своя картинная галерея. 32 работы собрали! Педагоги с детьми приехали, мы им передали картины. Хотел и дальше с ними работать, вот и в галерее хочу мастер-классы устраивать, чтобы не было мертвой зоной, открыли – и тут же закрыли. Мысли есть, но как это там устроить, не знаю. А на углу Цвиллинга и Карла Маркса места хватит, там классно! Если предложат то здание взамен строительства – я готов!
Председательствующий на слушаниях депутат гордумы Александр Павлюченко был осторожен в высказываниях, но на комиссии по землепользованию и застройке поддержал строительство галереи.
– Действительно, было предоставлено разрешение на строительство. Посчитали, что такой объект, как художественная галерея, будет развивать культуру, в нем дети будут учиться художественному ремеслу, будут проходить выставки, – сообщил депутат. – Инициатор – известный художник, не коммерсант. Опасения у нас как были, так и остались, но решили поверить. А если будет нецелевое использование земельного участка, прокуратура этим займется. Мы же социально ориентированы, поэтому дали согласие на строительство такого объекта.
Глава Челябинска Евгений Тефтелев в комментарии корреспонденту 74.ru отметил, что окончательное решение еще не принято:
– Прошло время, какие-то изменения сделали, по всей видимости, заказчик с нашими общественниками, и считают, что еще раз надо посоветоваться с нашими жителями. Это не возбраняется, ведь окончательное решение глава не принял, – подчеркнул градоначальник. – Строить или нет – это будет решаться на публичных слушаниях, ведь есть нормы, а насколько можно предельные параметры изменять – если они критичные, мы их менять не будем.
Предметом борьбы для Тимура Дидишвили стала и другая галерея – мастерская выдающегося скульптора Вардкеса Авакяна:
– Почему нельзя при жизни вынести постановление, что ему на безвозмездной основе передать эту мастерскую? Он там сделает музей и, дай бог ему 100 лет жить, мемориальную мастерскую – как есть у Конёнкова в Москве. Я туда ездил недавно узнать, как она существует. А у нас есть свой человек уникальный. И я этим делом серьезно занялся, бучу хотим поднять; заручился письмом из академии художеств – они на Дубровского отправили письмо о том, чтобы закрепить за Авакяном мастерскую на основании льготной приватизации. К нему и так люди приходят, дети, студенты, он им показывает всё и рассказывает – это же здорово! Несколько лет назад к нему приходили и говорили «заплати два миллиона и сделаем льготную приватизацию. Но ведь художники не коммерциализированы! Я делаю работы для себя, не с прицелом на продажу – нормальный художник никогда об этом не думает! Должен делать эту работу для себя и маленькой группы твоих друзей, которые любят тебя и понимают, разбираются в искусстве, могут порадоваться за тебя. А когда делаешь на продажу, ничегошеньки не получится, потому что чистая коммерция идет. А этот человек творил всю жизнь и хочет теперь подарить это городу. Это не коммерция, а духовное состояние города.
Тем временем Тимур Дидишвили готовится к выставке в Русском музее, которая тоже планируется уже несколько лет. По словам художника, директор музея отправлял письмо на имя еще Михаила Юревича, потом Борису Дубровскому – но до губернатора просьба о содействии не дошла, застряв у министра культуры Алексея Бетехтина. К выставке Тимур Давидович готовит еще несколько картин. Одну из них друзья художника называют капустой, на что мастер нервно реагирует:
Тимур Дидишвили подчеркивает, что все его работы вернутся после выставки в Челябинск и будут размещены в новой художественной галерее. В случае, если южноуральская столица не примет дар, бывший главный художник театра драмы и камерного театра отвезет их в родную деревню Октомбери в Грузии.
– Если я буду интересен потомкам, будет после меня память и подарок городу. Если нет – на нет уйдет, – пожимает плечами художник. – Но попытаться стоит.
Фото: Фото Олега Каргополова и с сайта Gnpc74.ru