Город Экономика Игра на ценниках: 74.ru разбирался, какие уловки используют магазины

Игра на ценниках: 74.ru разбирался, какие уловки используют магазины

Челябинцы стали чаще жаловаться на несоответствие стоимости товара на ценниках и в чеках в магазинах города. Только за неделю в редакцию 74.ru обратилось сразу два недовольных горожанина. Что делать, если цена разнится, почему возникают подобные ситуации и как отстоять свои права – читайте в нашем материале.

Акция кончилась, или Не успели заменить ценники

Жительница Челябинска Анастасия покупала печенье в магазине «Пятерочка», а на кассе с удивлением обнаружила, что вместо указанной цены в 279 рублей за килограмм ей пробили покупку по 419 рублей.

– Продавцы ответили, что просто не успели поменять ценники. Но продавать по старой цене не будут и возвращать разницу тоже, – возмущается Анастасия. – А она приличная – не просто два-три рубля.

Подобный же случай произошел с челябинцем Артемом, которого принципиально не устроил «разбег» в четыре рубля при покупке пельменей. Мужчина обратился с жалобой в Роспотребнадзор.

В пресс-службе Х5 Retail Group (входят магазины «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток») отказались от комментария.

Есть несколько причин, по которым ценник может не соответствовать актуальной стоимости товара. Одна из них – человеческий фактор: его просто не успели заменить. Особенно если стоимость меняли в моменты ажиотажного наплыва покупателей.

– На мой взгляд, причин может быть три. Первая – осознанный обман покупателя. Вторая – сбои в программе. Такое бывает, но редко. Причем цена может изменяться как в большую сторону, так и в меньшую. Это скорее форс-мажор, – пояснил коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. – Третья и самая распространенная причина – переоценка.

По словам эксперта, время проведения переоценки магазины выбирают самостоятельно, но в большинстве своем стараются избегать пиковых часов – иногда ценники меняют даже по ночам.

– Понимаете, сделать переоценку – это не минутное дело. На это требуется время, – пояснил Андрей Грибанов, добавив, что это все равно не означает, что сумма в чеке должна отличаться от ценника. И если такое происходит, то магазин поступает в соответствии со своей политикой – возвращает разницу или вовсе дарит товар.

Представитель «Проспекта» уверен: независимо от причин, это в любом случае ошибка компании и не является проблемой покупателя.

Без карты – втридорога

У большинства магазинов есть скидочные и накопительные карты, с помощью которых можно сэкономить при следующей покупке. Некоторые торговые точки могут использовать их в своих, корыстных целях. Представьте, идете вы по магазину и видите смешную цену на товар. Конечно же, сразу его хватаете и радуетесь удачной покупке. Но на кассе или уже после оплаты товара, выясняете, что смешная цена действует только для владельцев карт. Всем остальным приходится платить больше. Об этом, кстати, как правило, написано на ценнике. Правда, совсем мелким шрифтом в уголке. Это могут быть и копейки, но, учитывая поток людей без дисконтных карт, магазин все равно будет в плюсе.

Иногда магазины на ценниках указывают стоимость при покупке нескольких одинаковых товаров. Злую шутку тут может сыграть невнимательность покупателя. Правда, надо отдать должное, продавцы на кассе частенько напоминают об условиях акции.

Как пояснил адвокат Александр Щербинин, такое написание цен можно расценивать как введение потребителей в заблуждение.

– В законе «О защите прав потребителей» указано, что продавец обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о товарах, чтобы обеспечить правильность ее выбора: цену и условия, полную сумму к оплате, – сообщил Александр Щербинин.

Эксперт добавил, что то же самое правило действует и при указывании цены за две-три единицы товара. Кроме того, закон запрещает обуславливать покупку товаров приобретением других.

Цена за 100 граммов и правило 0,99

Ловушка чисто психологическая. Некоторые продукты, к примеру орехи, имеют приличную цену. И у среднестатистического покупателя при виде четырехзначной цены автоматически срабатывает блок – дорого, значит, не надо брать. Другое дело, когда сумма указана меньшая. Кто-то не может в уме быстро высчитать цену за килограмм, кто-то просто не хочет. Но покупатель охотнее возьмет продукт, если на ценнике стоит 100 рублей за 100 грамм, чем 1 000 рублей за килограмм.

Как пояснил Александр Щербинин, есть правила продажи товаров, утвержденные правительством. В них говорится, что на расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.

– Из буквального содержания следует, что должна быть указана цена за один килограмм. Хотя многие магазины это требование не соблюдают, – рассказал Александр Щербинин.

Самым давнишним трюком является скидка на копейку или рубль: вместо 100 рублей – 99 или 8,99 вместо 9 рублей. Здесь тоже чистой воды психология. В этом случае речь не идет об обмане или навязывании. Благодаря подсознанию и привычке читать слева направо человеку скорее запомнится цифра 8. Тем более если уменьшенная стоимость выделена ярко. Покупатель охотнее клюнет на нее, купив тот товар, который нужно продать магазину: скидка же!

Роспотребнадзор: цифры, указанные на ценнике и в чеке, должны совпадать

В региональном Роспотребнадзоре пояснили, что по закону покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной в момент заключения договора розничной купли-продажи. А продавец, в свою очередь, должен довести эту стоимость до потребителя.

– Потребитель, согласовав цену, объявленную продавцом на ценнике, расположенном непосредственно на товаре, принимает решение произвести с ним денежный расчет и обращается на кассу. Этим он производит акцепт (согласие на оплату), и договор купли-продажи считается заключенным. Подтверждает это кассовый или товарный чек, – пояснила начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Ольга Лаба.

Получается, что «договариваются» о стоимости (указана на ценнике) до оплаты покупки, а чек это подтверждает. Если сумма в чеке отличается от заявленной на ценнике, то получается, что магазин вводит в заблуждение. А это уже административное правонарушение.

Если это все же произошло, то в Роспотребнадзоре рекомендуют сначала обратиться к продавцу с требованием вернуть разницу. В случае необходимости – в письменном виде. Сохраните чек, сделайте фото ценника. Если деньги не вернут, все это вместе с письменным отказом магазина можно смело отправлять в Роспотребнадзор.

Если вам отказали в возврате денег или вы стали свидетелем этого или другого происшествия, сняли его на фото, видео, пишите на почту редакции, в группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники» или звоните по телефону 7-0000-74.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com и читателей 74.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
252
ТОП 5
Мнение
«По факту штрафы вырастут вдвое». Автожурналист — о сборах в бюджет за счет нового КоАП
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления