Во всероссийском конкурсе на лучшую концепцию сохранения и развития центра Челябинска первым стал проект компании из Амстердама DE ARCHITEKTEN CIE, передает корреспондент 74.ru с церемонии награждения.
Второе место заняла столичная ООО «АМ "Атриум"», третье – «Стальное вымя» из Челябинска. Победитель получил полтора миллиона рублей, призеры соответственно – 1,25 млн и один миллион, ГАУ «НИ и ПИ ГРАДПЛАН ГОРОДА МОСКВЫ» (Москва) и ООО «Яузапроект» (Москва) получили по 500 тысяч рублей поощрительной премии.
Финалистов определили еще летом. В конце августа они в Челябинске ознакомились с территорией планировки. Голландцы не смогли приехать из-за проблемы с визой, но это не помешало им победить.
– De Architekten Cie работает с Россией многие годы, но все разработанные проекты были в основном для Москвы и Московской области. Поэтому когда я увидел информацию о конкурсе, мои коллеги с энтузиазмом приняли решение об участии в нём, – рассказал корреспонденту 74.ru архитектор Владимир Сергеев. – Для нас также стало сюрпризом, что De Architekten Cie была единственной зарубежной компанией, которая отправила заявку на участие. Амбицией проекта стало создание условий для здоровой жизни и процветания Челябинска в будущем. Для достижения этой цели мы обратили внимание на текущие проблемы и предложили создать гибкую структуру города, которая позволит решить долгосрочные задачи.
В проекте голландской компании на Миассе появился жилой остров, отделенный от Заречья каналом.
– Вся идея этого конкурса была в обновлении центра города и создании концепции его грядущего развития. В центре Челябинска есть река, но город повернулся к ней спиной, – утверждает партнер De Architekten Cie Перо Пульиц. – Все европейские города – Париж, Копенгаген, Вена – имеют реку в центре. Наша идея была в соединении города с рекой с двух сторон посредством этого острова, приблизить два берега настолько, насколько это возможно. Челябинск получает уникальный шанс построить функциональный центр города.
В проекте практически не заметно здание органного зала «Родина», закрытое небоскрёбами – так и было задумано.
– Наша идея в том, что через включение в новую застройку это здание станет еще более видимым, заметным, будет выделяться на фоне новых домов, – убежден Перо Пульиц. – В Нью-Йорке на Пятой авеню есть церковь Святого Патрика, достаточно невысокая и окруженная высотками, но когда ты находишься там – обращаешь внимание только на эту церковь. Органный зал станет новым бриллиантом в сочетании старого и нового. Нужно сохранить как можно больше прежней городской ткани и добавить новые здания, новую комфортную среду.
На площади Революции архитекторы предложили возвести два культурных центра, между которыми будет натянута крыша, которая прикроет концерты от дождя, а в жару даст тень. Конечно, тогда на площади не получится больше проводить военные парады и партийные демонстрации, но для проектировщиков развитие культуры в Челябинске оказалось важнее, как и идея арки, своеобразных ворот города, объясняет Перо Пульиц.
– Это лишь видение, предложение, и на базе этого плана могут проводиться другие архитектурные конкурсы с техническим заданием. Здания могут быть такими или другими, капитальными и временными, крыша такая или иная – детали дизайна определят при дальнейшем проектировании. Сейчас это просто огромное пространство, которое большую часть года не используется, – отметил специалист.
На реке появится вантовый мост, внешне напоминающий солнечные часы за счет круглой формы и стелы-опоры. По идее авторов, это мост для неспешных прогулок, с которого видны и старый город, и новый.
Старое и новое столкнутся не только в архитектуре, но и в экономике города:
– Мы читали ваши новости с утра и видим, что опять в городе было загрязнение. И это главная тема и главная проблема Челябинска – загрязнение окружающей среды и нездоровая обстановка в городе. Город существует только благодаря промышленности, и это очень сложно, еще сложнее сделать ситуацию здоровой – и это вопрос не дизайна, а политики для будущего развития, вопрос политики и экономики, – говорит архитектор из Амстердама. – По нашему мнению, экономика города должна постепенно меняться: молодые специалисты после получения образования будут оставаться в городе и создавать новые места креативной индустрии. И постепенно Челябинск будет отходить от этой промышленности. И потом, на проекте – будущее города через 20, 30, 50 лет, если кому-то показать и не сказать, что это Челябинск, могут подумать, что уличная сеть, парки в Париже или Вене. Челябинск перестанет выглядеть как советский город.
Эскиз голландцев был практически единственным, в котором был детально вписан проект-победитель конкурса Archchel-2020 в номинации «Конгресс-центр». Но Перо Пульиц не считает конкурсы конкурирующими или дублирующими:
– Поскольку прошел такой конкурс, уже известен победитель, возможна реализация этого проекта, здание вписывается в нашу концепцию. И мы решили применить, привязать нашу разработку к той, которая уже определена. Это совершенно другой конкурс, он дает идею и сценарий для развития всего центра города. Никаких точечных объектов, у нас общая концепция. Набережная – маленькая часть общего проекта, аэропорт вообще где-то за 10 км. Здесь больше – как люди живут, аэропорт – наоборот, как приезжают, уезжают, путешествуют.
В проекте предусмотрено три стратегии: обновление общественных пространств (улиц), трансформация кварталов и стимуляция развития с помощью проектов-катализаторов.
– Под обновлением сетки мы подразумеваем обновление существующих улиц – будут добавлены малые формы, высажены деревья, выделены полосы для общественного транспорта, велосипедных дорожек, парковок, иными словами, проведено структурирование, – уточняет Перо Пульиц. – Кварталы сейчас представляют хаотичную застройку, всё смешалось. Предусмотрен постепенный переход, когда ветхие здания, не представляющие ценности, заменяются более функциональными. Появятся офисы и жилье, сохранятся памятники архитектуры. А проекты-катализаторы – это уже существующие парки и скверы, у которых есть большой потенциал, но они недостаточно организованы, там не хватает уличной мебели, малых архитектурных форм. Это площадь Революции, Алое Поле, бульвар Славы, новый остров, парк Гагарина – пять катализаторов, которые сейчас люди почти не замечают, когда едут мимо них. Их нужно сделать видимыми, комфортными!
Хоть для Челябинска стали проблемой некоторые долгострои, в иных упали продажи, а офисные здания пустеют, архитекторы из Нидерландов уверены, что задуманные ими высотки будут пользоваться спросом:
– Это будет очень привлекательная зона. Многие квартиры будут иметь прекрасный вид на исторический центр, реку и набережную. Также будет конгресс-центр, большой торговый комплекс. Две минуты – и ты уже в центре города. Кроме того, остров будет отделен каналом с пятью пешеходными мостами от заречной части, дворы будут очень зелёными – можно ли представить что-то лучше?
Также проектом De Architekten Cie предусмотрено продление пешеходной зоны по улице Кирова до перекрестка с улицей Братьев Кашириных. На новой Кировке останутся трамвайные пути, но улица будет закрыта для автомобилей.
Проект из Амстердама получил не только первую премию конкурса, но и похвалу от президента Союза архитекторов России Николая Шумакова:
– Если голландский архитектор начинает работу, результаты всегда будут на высшем уровне. Так получилось, что Нидерланды – страна высокоразвитой архитектуры, высококлассной. Поэтому счастье для города, что голландская команда выступила на этом конкурсе. Предложение совершенно ошеломительное. По сути, это театр! Спектакль разыгрывается – задник условно назовем Сити, а перед ним действие на территории старого города, и достаточно многоплановое, с нового острова перекидывается на правый и левый берег система мостов, и сам остров живет достаточно интересной жизнью. Он урбанистически усиленно проработан, такие многоступенчатые кулисы выстраиваются и создается совершенно сумасшедшая интрига. От этого выигрывает и старый город, потому что он работает на фоне новой архитектуры, и новый город, который создается в центре – очень плотная высококачественная застройка для Челябинска.
При этом, по его мнению, идеи других проектировщиков также будут учтены:
– Было три реальных проекта, а оставшиеся два – это чистая наука, теория. Конечно, любой проект должен быть разработан с научным сопровождением. Начинать любой проект надо с нормального исследования ситуации, и чем глубже оно будет, тем правильнее будут сделаны выводы, а по ним появится нормальный проект – только так! Да, эти работы более научные, но без научного предложения работа не состоялась бы. У них не было сильного предложения по генплану, но они заложили базу для дальнейшего проектирования.
Вице-мэр по вопросам градостроительства Владимир Слободской сообщил корреспонденту 74.ru, что уже осмотрел представленные работы и подтвердил использование проектов «Яузапроекта» и института градплана Москвы:
– Мне кажется, проект «Атриума» наиболее перспективный. Было три московских компании, «Яузапроект» использовал очень научный подход, какие-то мысли из него будут использованы, пусть он и менее практический, но интересная задумка. Каждый проект интересен по-своему, и значительная часть идей будет использована нами в перспективе до 2050 года. Амстердам очень интересное видение предложил – канал, остров.
– Большая, кропотливая, ежесуточная работа жюри, которое скрупулезно, поэтапно отсеивало проекты – большое людям спасибо. Проекты участников получились жизненные, в каждом из них есть своя изюминка, – отметил глава Челябинска Евгений Тефтелев, подводя итоги конкурса. – Мне понравились идеи представленных концепций. Некоторые из них можно реализовать частями. Мы обязательно будем предлагать этот материал инвесторам. Спасибо конкурсантам за участие, жюри за кропотливую работу. Теперь наша задача – приступить к реализации лучшего проекта.
– Все лауреаты претендовали на первое место. И на итоговом заседании членов жюри разгорелись нешуточные споры, – отметил при вручении дипломов Николай Шумаков. – Что касается первого места, все знают, что архитектура в Нидерландах – это материал на экспорт. Очень интересный подход в этом проекте, и если в течение пяти лет его реализуют, то Челябинск станет абсолютно новым городом. Он станет самым красивым городом России и, не побоюсь этого слова, самым красивым городом в мире.
На словах «в течение пяти лет он будет выполнен» стоявший рядом главный архитектор Челябинска Николай Ющенко вполголоса поправил «Пятидесяти».
Решение жюри было неоднозначно принято некоторыми челябинскими архитекторами. Алексей Буров и вовсе не скрывал скепсиса по поводу конкурса и его итогов:
– Хорошо сказал Николай Шумаков, что голландская архитектура – это экспортный продукт. Но этот проект не для реализации, он для победы в конкурсе. Его и не планируют реализовывать, да его и не реализуешь. В этом маленьком Манхэттене можно всё население Челябинска поселить! В московских проектах, занявших четвертое и пятое места, очень сильная аналитическая часть. Всё верно – сначала анализ, потом работа архитекторов. В голландском проекте что изюминка? Он яркий! Что научные проекты не вошли в число призеров, характеризует не столько проекты, сколько жюри – когда оно смотрит одни картинки, это влияет на итоги.
Награждая директора градостроительной компании «Яузапроект» за участие в конкурсе, Николай Шумаков отметил:
– Илья, работа прекрасная, ты сам это знаешь. И у меня есть большая надежда, что ты скажешь свое слово в архитектуре. Но не сейчас.
74.ru подробно описывал проект будущего Челябинска, разработанный группой архитекторов из Москвы. Основатель и гендиректор градостроительной компании «Яузапроект» Илья Заливухин рассказал нам, какой он с единомышленниками видит набережную Миасса, старую и новую застройку центра, что предлагает сделать с метрополитеном и какие города послужили примером для работы над южноуральской столицей.
На презентации работ перед жюри гендиректор «Яузапроекта» высказал предложение вернуть площади у оперного театра историческое название Соборной и сообщил нашему корреспонденту, что проектом его компании предполагается восстановление Христорождественского собора. Эта идея вызвала скептическое отношение главы города Евгения Тефтелева и известного специалиста по истории Челябинска Гаяза Самигулова.
После подведения итогов Илья Заливухин прокомментировал корреспонденту 74.ru, что голландские архитекторы будут вынуждены обратиться к работе «Яузапроекта»:
– В нашем проекте градостроительство, в их архитектура. И очень хорошо, что наши проекты стоят рядом – сначала наш, потом De Architekten Cie: мы предложили первые этапы, фундамент и то, что на нем, а они – проект на готовом фундаменте. Дело в том, что в Нидерландах уже есть этот базис, они об этом позаботились еще 50–70 лет назад, потому могут себе позволить такие проекты. А нам сначала надо городом заняться с точки зрения градостроительства. И уж затем – архитектуры. Когда они начнут заниматься улично-дорожной сетью, придут к нашему результату. Важно, чтобы в городе был главный архитектор, но еще важнее – главный градостроитель. И чтобы у него был трезвый взгляд на город и его развитие.
Как сообщал 74.ru, всего на конкурс было заявлено 30 компаний-участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Нижнего Новгорода, Иркутска, Уфы, Томска и Амстердама, наибольшее количество работ – из Челябинска. По итогам квалифицированного отбора конкурсантов во второй тур вошли ООО SW (Челябинск), DE ARCHITEKTEN CIE (Амстердам), ГАУ «НИ и ПИ ГРАДПЛАН ГОРОДА МОСКВЫ» (Москва), ООО «АМ «Атриум»» (Москва), ООО «Яузапроект» (Москва).
Основной идеей первенства было сохранение уникальной исторической среды в центре города и повышение туристической привлекательности Челябинска в границах улиц Тимирязева, Сони Кривой, Энгельса, Братьев Кашириных, Российской. В лучшей концепции должны были быть предусмотрены пешеходные связи центра с рекой, организация и благоустройство прилегающих к Миассу территорий.
Напомним, ранее в Челябинске прошел другой архитектурный конкурс – Archchel-2020. В нем были выбраны лучшие проекты набережной Миасса, конгресс-центра и нового аэропорта. Archchel-2020 стартовал в июле прошлого года, и на протяжении четырех месяцев архитекторы создавали идеи для проектирования объектов к саммитам ШОС и БРИКС. Конкурс объединил 225 участников из восьми стран, а на суд жюри было представлено более 150 эскизов. По окончании конкурса оргкомитет устроил народное голосование за лучшие проекты из шорт-листа, отобранного профессиональным жюри. Неделю назад голосование продлили до 20 февраля. На данный момент в голосовании приняли участие больше восьми тысяч южноуральцев.
Как сообщал 74.ru, лидерами стали самые озелененные проекты. Между тем в шорт-лист конкурса Archchel-2020 не вошли некоторые интересные задумки. Об одном таком проекте, который мог бы превратить Челябинск в необычный город с нестандартной набережной, читайте в материале 74.ru. Организаторы сообщили нашему сайту, что, если у кого-то из челябинцев есть желание отметить и другой замысел, не вошедший в этот перечень, они могут посмотреть общий список проектов и написать в оргкомитет свое мнение.
Оба архитектурных конкурса были приурочены к подготовке Челябинска к саммиту ШОС в 2020 году.
Фото: Фото Олега Каргаполова