Театральный художник Тимур Дидишвили, который выступает за открытие в Челябинске художественной галереи, нашёл идеальное место для своего детища. Корреспонденты 74.ru вместе с деятелем искусств 30 января оценили заброшенное здание в центре города. Кто поддерживает идею мэтра, что обнаружилось в доме на углу улиц Цвиллинга и Карла Маркса и какую позицию заняли потомки его владельцев – в материале нашего сайта.
Деревянное здание на улице Цвиллинга, 8 заброшено уже седьмой год. В построенном около 140 лет назад доме в последнее время размещалось общество рыболовов и охотников, а как только он опустел, стал пристанищем бомжей.
Тимур Дидишвили, который 15 лет работал в челябинском драмтеатре, уже более пяти лет борется за открытие в Челябинске художественной галереи. Мастеру предложили участок на улице Первой Пятилетки, вместо автостоянки, и на первых публичных слушаниях делегация местных жителей заявила, что им нужна парковка, а не галерея. Проект еще раз прошел публичные слушания, на которых идея новой художественной галереи получила поддержку Общественной палаты региона, общественного совета при областном министерстве культуры, а также депутатов городской думы. В том числе в вопросе переноса галереи в центр с ЧТЗ – в ветшающее здание на улице Цвиллинга.
– Желание хорошее! Считаю, было бы прекрасно, если бы в старых домах в центре города были не коммерческие объекты, а культурные, – прокомментировал 74.ru чаяния художника вице-спикер гордумы Илья Мительман. – И заявитель абсолютно прав, что надо больше таких объектов: чем больше будет музеев и галерей в Челябинске, тем лучше. Я обеими руками за. Если поступит такое заявление в комиссию по градостроительству гордумы, мы будем ходатайствовать о его поддержке. Нужно сохранить архитектурный облик здания, поддерживать в хорошем состоянии и использовать по заявленному профилю. Много пустующих объектов в городе, которые можно было бы за меньшие деньги передать музеям. С нашей стороны поддержка обеими руками, но – при соблюдении всех норм.
Корреспондент 74.ru встретился с художником Тимуром Дидишвили в его мастерской накануне публичных слушаний. Именно тогда Тимур Давидович впервые сказал, что готов отказаться от строительства галереи на ЧТЗ в пользу здания на Цвиллинга, 8.
После публичных слушаний художник заручился поддержкой общественников и добился осмотра здания. Тем временем глава Челябинска Евгений Тефтелев прокомментировал нашему сайту, что готов рассмотреть предложение художника. В понедельник, 30 января, государственный научно-производственный центр по охране объектов культурного наследия (ГНПЦ) допустил Тимура Дидишвили, координатора инициативной группы градозащитников «АрхиСтраж» Юрия Латышева и корреспондента 74.ru в ветшающее здание.
При первом же взгляде стало ясно, что для художественной галереи в доме места хватит, а художнику придется потратить немало денег на ремонт, реставрацию и местами реконструкцию здания. Подвал, на который у Тимура Дидишвили особые планы, завален мусором, а с улицы ещё и облицован плитами, которые скрывают окна помещения. Пола в доме местами нет, как и проводки. Зато оконные рамы собраны в одном углу. Крыша у дома металлическая и пока выдерживает осадки, но чердак местами прогнил.
– Всё даже лучше, чем я предполагал, – отметил Юрий Латышев, который посещает здание уже не в первый раз. – Сохранилась кладка в подвале, решетка старая. Оконные рамы, кажется, советские, но в нормальном состоянии. В целом, конечно, могло быть хуже.
Тимура Дидишвили состояние здания тоже вполне устраивает. Восстановить его не велика проблема, считает мастер, – на ЧТЗ пришлось бы строить заново, да еще в меньшем объеме и при сопротивлении жильцов соседнего дома.
Художнику предстоит бумажная волокита – здание в областной собственности, глава Челябинска Евгений Тефтелев не может его просто передать за символическую плату в один рубль, как предложил Илья Мительман. Кроме того, на доме висит объявление о продаже. По указанному номеру телефона отвечает специалист областного фонда имущества. По его словам, строение пока не выставили на торги, и по нему обязательно будет аукцион или конкурс. Уже определена начальная цена – 16 млн 800 тысяч рублей. Здание в 407 квадратных метров продается вместе с земельным участком в 576 кв. м. При этом в фонде имущества несколько раз отметили, что здание – выявленный объект культурного наследия и его ни в коем случае нельзя сносить или менять облик. Дом выставят на торги, предположительно, в этом году.
Построенный ориентировочно в начале 1870-х годов, в 1883-м дом записали на Екатерину Агрову, жену землемера титулярного советника Алексея Агрова.
– В раскладочной ведомости о сборе налогов с недвижимости это здание описывали как «дом в семь комнат с кухней внизу», – рассказал Юрий Латышев. – У наследников Агрова дом с целью перепродажи купил Наум Бреслин. Затем хозяином стал известный купец, хлеботорговец и владелец одной из мельниц и маслобойки Иван Петрович Кузнецов. В учётной карточке Центра историко-культурного наследия Челябинска в 1992 году было указано: «Деревянный одноэтажный жилой дом на каменном цоколе. Бревенчатые стены закрыты фигурной обшивкой. Плоскость фасада расчленена пилястрами. Карниз с большим выносом, на фигурных резных кронштейнах. Под карнизом фриз из объёмных гранёных элементов. Наличники и пилястры украшены массивной резьбой, выдержанной в едином характере. Под домом подвал, освещаемый окнами в приямках. Цоколь имеет великолепную гранитную облицовку. План дома Г-образный, объём состоит из нескольких срубов».
Градозащитник отметил, что поддерживает инициативу художника превратить заброшенное старинное здание в художественную галерею и возродить здание к жизни.
Корреспондент 74.ru разыскал потомков владельца здания Ивана Кузнецова. Правнучка купца Елена Глебец также считает идею удачной:
– Очень положительно отношусь, я рада. Пусть пользу людям приносит! Пусть художник выставляет работы, и все их смотрят. Пока этот дом не отремонтирован, его и осмотреть нельзя. Им владел мой прадед, а я внутри даже не была.
Зато председатель госкомитета охраны объектов культурного наследия Александр Баландин пока очень осторожен.
– Конечно, мы выступаем за сохранение здания. Но пока что был только его осмотр, с художником мы еще не встречались, – сообщил Александр Баландин.
– Когда-то я умру, и мои работы останутся в этой галерее челябинцам. Если потомкам будет это полезно, они сохранят галерею, а если нет – что делать, – вздыхает Тимур Дидишвили и готовится писать мэру, губернатору и дальше добиваться новой галереи.
Фото: Фото Олега Каргополова, предоставлено Юрием Латышевым