Бизнес Город Спрыгнули с подножки поезда: федералы продают долю в скоростной магистрали Челябинск–Екатеринбург

Спрыгнули с подножки поезда: федералы продают долю в скоростной магистрали Челябинск–Екатеринбург

Идея высокоскоростной железнодорожной магистрали, благодаря которой челябинцы смогут доехать до Екатеринбурга за час, получила очередной удар под дых. Один из участников «Уральской скоростной магистрали» – компании, которая должна была искать инвесторов и деньги на этот проект, – заявил о продаже своей доли. Эксперты указывают, что федералы пытаются откреститься от сомнительной затеи, а местные власти уверяют, что все идет по плану.

ОАО «Федеральный центр проектного финансирования», которому принадлежит 49,995% в капитале хозяйственного партнёрства «Уральская скоростная магистраль», заявило о намерении продать свою долю. На сбор заявок отведена всего неделя – они принимаются до 17 часов (московское время) 3 февраля. Начальная цена – 50 млн рублей.

– Заявки о намерении приобрести долю принимаются только от юридических лиц, в свободной форме, – говорится в сообщении на сайте ФЦПФ. – Переговоры о заключении договора купли-продажи будут вестись только с лицом, предложившим самую высокую цену.

Как ранее сообщал 74.ru, программа строительства высокоскоростной магистрали «Челябинск–Екатеринбург» утверждена компанией «Российские железные дороги» в начале 2016 года. Идея заключается в том, чтобы дать пассажирам возможность добраться из Челябинска в Екатеринбург или обратно в два раза быстрее, чем на автомобиле, – практически за час. Руководитель Федерального центра проектного финансирования Илья Пономарев говорил тогда о том, что строительство скоростной магистрали, связывающей два миллионника, назрело.

– Очевиден и экономический эффект, – отмечал Илья Пономарев. – Это возрастание стоимости земли рядом с дорогой, капитализация территорий, увеличение рынков сбыта, возможности для малого и среднего бизнеса, который будет обслуживать новую магистраль.

Предварительная стоимость строительства магистрали, по данным РЖД, составляет 122,6 миллиарда рублей (в ценах 2015 года). При этом власти всегда акцентировали внимание на том, что строительство магистрали будет обеспечиваться за счет частных инвесторов. В марте 2016 года министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области и Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ) подписали соглашение о создании проектной компании «Уральская скоростная магистраль». Эта структура должна разработать предварительное технико-экономическое обоснование проекта скоростной железнодорожной магистрали «Екатеринбург–Челябинск».

Общий размер капитала проектной компании составляет сто миллионов десять тысяч рублей. Учредителями «Уральской скоростной магистрали» являются Челябинская область и ОАО «ФЦПФ» (у каждого партнера – по 49, 995 %). Еще одним участником проектной компании должна была стать Свердловская область, но дальше обещаний дело не дошло.

Челябинская область, будучи вторым учредителем «УСМ», должна согласовать продажу доли «Уральской скоростной магистрали» федералами. Пока челябинские чиновники утверждают, что проект идет по плану.

– Мы выражаем признательность Федеральному центру проектного финансирования за то, что поверили в проект, вложили деньги на старте, а также передали необходимые компетенции по его структурированию, – передали слова вице-губернатора Челябинской области Руслана Гаттарова в региональном минэкономразвития.

Несколько инвесторов уже интересуются покупкой доли федералов в «Уральской скоростной магистрали», добавила пресс-секретарь минэкономразвития Челябинской области Кристина Барсегян.

Часть экспертов скептически относятся к реальности скоростной магистрали между Челябинском и Екатеринбургом. По их мнению, проект не принесет ни прямого, ни косвенного эффекта, сравнимого с затратами, – бюджету и китайцам это не нужно, а частным инвесторам такие расходы не потянуть. Поэтому попытку федералов выйти из проекта они называют закономерным финалом.

– Крысы бегут с тонущего корабля. Деньги, которые Челябинская область вложила в проект, освоены. Больше ловить тут нечего, можно лавочку закрывать, – говорит эксперт в сфере транспорта и логистики, директор компании «КЭМП» Яков Гуревич. – Не думаю, что найдутся желающие купить долю в этом проекте. Помнится, нам обещали до конца 2016 года разработать технико-экономическое обоснование, модель и так далее – ничего этого, естественно, нет. Впрочем, как и ожидалось.

Ключевой вопрос – где взять деньги на реализацию данного проекта? Основная нагрузка может лечь на бюджет, причём как федеральный, так и бюджет двух областей, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

– Что касается частных инвесторов, то пока непонятно, на чём инвестор может заработать в данном случае, – поясняет Дмитрий Баранов. – Вряд ли проект в целом может быть только частным.

Политолог Александр Подопригора уверен, что намерение федералов продать долю в «Уральской скоростной магистрали» похоронит этот проект.

– Главный мегапроект областных властей – строительство ВСМ «Челябинск–Екатеринбург», который (вместе с мечтами о ШОС) стратегию развития все эти годы полностью заменял, рассыпается на глазах, – указывает Александр Подопригора. – Федералы продают свою долю в компании, созданной для ее проектирования, и теперь там остается только горемычная Челябинская область, успевшая выделить на эту авантюру 50 бюджетных миллионов.

Кстати, пока материал готовился к публикации, сообщение о продаже доли в «Уральской скоростной магистрали» то пропадало с сайта Федерального центра проектного финансирования, то вновь появлялось. Это породило новые слухи: уж не отказались ли федералы от идеи продать долю в «УСМ»? Как выяснил 74.ru, продажа остается в силе, а исчезновение объявления директор по проектам транспортной инфраструктуры ОАО «ФЦПФ» Александр Яшечкин объяснил технической ошибкой.

В феврале 2016 года 74.ru спросил читателей, насколько им важна возможность добраться до центра Екатеринбурга всего за час. «Было бы здорово сэкономить время на дорогу», – заявили 44,3% опрошенных. Лучше потратить все эти миллиарды на хорошую автотрассу, считают 41,7% участников опроса. 14% сказали, что ездят редко, поэтому им все равно. Всего в опросе приняло участие 534 человека.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления