Размещение недостоверной рекламы, особенно в сфере кредитования, в 2016 году в Челябинской области выросло в разы. Прежде местные компании грешили преимущественно незаконной SMS-рассылкой. Об этом 74.ru сообщила начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского управления ФАС России Татьяна Соболевская.
– Закон «О рекламе» в нашем регионе активно нарушают и легальные банки, и те организации, которые фактически работают в финансовом секторе незаконно, – рассказала Татьяна Соболевская. – К примеру, на март назначено рассмотрение дела по рекламе «Кредитный доктор» банка «Совкомбанк». Банк предлагал южноуральцам оздоровить их кредитные истории (составляются на основании добросовестности плательщиков кредитов), взяв и быстро выплатив небольшой заём. Но по факту банк нередко вместо займов предоставлял только информацию из «Бюро кредитных историй», причем за определенную плату. При этом, как нам сообщили в «Бюро кредитных историй», кредитные истории предоставляются людям по запросу бесплатно. Сейчас мы рассматриваем рекламу банка на предмет соответствия законодательству.
Кстати, за минувший год «Совкомбанк» отличился незаконной рекламой дважды, отметили в УФАС. Ранее банк «забыл» указать в рекламе, что снизит процентную ставку по кредиту на покупку автомобиля только в том случае, если будет приобретено авто младше 10 лет.
– Еще несколько дел возбуждено по рекламе «Кредиты всем», «100% одобрение заявок», «Реструктуризация долга», «Избавим от непосильных платежей» и так далее, – продолжает Татьяна Соболевская. – Фактически при обращении потребителей в такие организации им денег не дают, а лишь консультируют, как и в какие банки подать заявку, уверяя, что её обязательно одобрят. Причем, берут за оформление документов от пяти до 30 тысяч рублей. В банках, разумеется, о таких «помощниках» ничего не знают и кредиты не выдают.
Сейчас региональное УФАС рассматривает дело, возбужденное в конце прошлого года по заявлению челябинки. Она умудрилась попасться на крючок компании, обещающей предоставить заём на особых условиях, и потерять при этом 30 тысяч рублей на консультации.
– Мы увидели просто вопиющую, на наш взгляд, картину, – рассказывает Соболевская. – Реклама гласила, что кредит будет оформлен быстро, указывалась сумма кредита, размер ежемесячного платежа и телефон. И ни слова об адресе и названии организации. Приехав после разговора на указанную остановку общественного транспорта, женщина по визуальным ориентирам нашла офис, подписала договор на оказание информационной услуги и заплатила по нему в течение нескольких месяцев 35 тысяч рублей. Какие именно услуги она купила, в договоре не указано. Кредит она так и не дождалась и спустя время обратилась к нам.
Сейчас УФАС работает по заявлению женщины совместно с правоохранительными органами и намерено запретить эту рекламу как незаконную.
– Это лишь несколько примеров недостоверной рекламы, – продолжает Татьяна Соболевская. – Информационное поле пестрит рекламой «раздолжнителей» и прочих «помощников», уверяющих, что они работают со службой судебных приставов, Центробанком РФ, называющих себя посредниками между банками и заемщиками. Фактически они не имеют таких соглашений. И чтобы не попасться на удочку таких деятелей, челябинцам просто нужно быть бдительнее.
Всего в течение 2016 года Челябинское УФАС России рассмотрело 283 обращения, связанных с рекламой, по 72 из которых возбуждены дела по фактам ненадлежащей рекламы. Наложено 2132 млн штрафов, из которых 1342 млн взыскано.
Фото: Фото с сайта People.sovcombank.ru