В честь Юрия Гагарина челябинцы называли улицы, парки и своих сыновей. Первому космическому полету посвящали стихи и картины, фестивали и футбольные турниры. В альбоме нашего земляка хранится фотокарточка, лично подписанная первым космонавтом. А на улице Гагарина в Ленинском районе красуется монументальное панно «Завоевание космоса». В преддверии Дня космонавтики вспоминаем историю создания самой масштабной космической мозаики, впервые публикуем автографы космонавтов из частной коллекции и изучаем подшивки челябинских газет за апрель 61-го, чтобы увидеть, чем жил город в канун легендарного события.
12 апреля 1961 года
Среда, разгар рабочей недели. Челябинск вместе со всем Союзом замер возле уличных репродукторов, ловя каждое слово диктора. В 14:25 по местному времени торжественный голос Левитана отчеканил, что «в 10:55 космонавт Гагарин благополучно вернулся на священную землю нашей Родины – Страны Советов». Новость о первом космическом полете подхватили и обсуждали в скверах, магазинах, на остановках. «Слова, произносимые с гордостью и волнением, можно услышать везде: на предприятиях, в квартирах, школах и, конечно, на улицах», – пишет «Челябинский рабочий».
Согласно сводкам, 12 апреля погода не баловала челябинцев: хотя воздух и прогрелся до 4-6 градусов тепла, было ветрено. На газетном фото видно, что собравшиеся возле репродуктора люди – в длинных пальто и головных уборах, а у детской коляски подняты бортики. Те не менее горожане улыбаются и жмут друг другу руки. Впечатлениями с корреспондентом восторженно делятся кочегар, сержант милиции, водитель автобуса: «После такой весточки я готов хоть три смены без отдыха работать!»
Сегодня, спустя 56 лет, челябинцы до сих пор вспоминают, как отреагировали на фантастическое по тем меркам сообщение. Как на радостях выходили на улицы, обнимали и поздравляли друг друга, как отменяли занятия в школах и приостанавливали станки в цехах.
Пресс-конференция с Гагариным, мировые сводки, мнения, комментарии – событию космического масштаба посвящен весь выпуск «Челябинского рабочего» за 13 апреля. А в углу на последней странице, среди театральных афиш и анонсов, скромно прячется «земная» новость – о весеннем озеленении города. Оказывается, еще 11 апреля, накануне легендарного полета, в Челябинске начали высаживать первые цветы. На клумбах на площади Революции, напротив здания совнархоза, появились кустики турецкой гвоздики. Всего в городе собираются высадить более 30 миллионов цветов, самым зеленым станет Металлургический район. «С каждым годом хорошеет и благоустраивается индустриальный Челябинск. Вырастают скверы, зелеными коврами покрываются газоны улиц и парков», – пишет автор заметки.
Весна 1961 года в Челябинске
Весной 1961-го Челябинск готовился праздновать юбилей – в июле городу исполнялось 225 лет.
– С 20 апреля начались городские субботники, каждому жителю нужно было отработать не менее 20 часов, – рассказывает главный археограф объединённого государственного архива Челябинской области (ОГАЧО) Галина Кибиткина. – В городе в это время возводили панельные и кирпичные хрущёвки, проходила коренная реконструкция многих промышленных предприятий, сооружалось Шершнёвское водохранилище.
Космическая тематика освещалась и в День Победы: 9 мая в кинотеатре «Знамя» показали документальный фильм «Человек вернулся из космоса». Всего в городе тогда действовало 17 кинотеатров.
Также 9-10 мая в городе проходил футбольный турнир на приз имени Гагарина. Участвовало 15 команд из области и города, победу одержали челябинские футболисты.
Имя Гагарина – младенцам, улицам и паркам
Тем временем в местном роддоме, по словам врачей, начался «урожай» Юриев: в 60-е годы имя резко вошло в моду по всему Союзу, и Челябинск не остался в стороне. Новоиспеченные родители – даже те, кто выбрал имя заранее – меняют решение на ходу и спешат назвать сыновей в честь космонавта. У Таисии Комаровой родилась двойня, и перед молодой матерью встал непростой выбор. «Ей тоже хочется одарить именем первого космонавта своего сына. Но какого?» – пишет «Челябинский рабочий».
В 1961 году в честь первого космонавта переименовали и главный парк Челябинска – с 1 мая он официально носит имя Юрия Гагарина. На аллеях обновленного парка установили огромные панно. На одном был изображен сам Гагарин. На другом – космонавты в скафандрах, исследующие новые планеты. К празднику заработали и новые аттракционы: карусель и самолеты. Второго мая парк на две недели закрыли, чтобы закончить подготовку к лету, но уже 14 мая пообещали открытие и «грандиозный феерический праздник "Человек в космосе"» – сообщает газета.
Следом за парком в Челябинске появилась и улица имени знаменитого космонавта. За право переименовать одну из улиц в честь героя боролись Ленинский, Советский и Металлургический районы. В итоге горисполком выбрал и утвердил улицу Строителей в Ленинском – и с 26 мая 1961 года челябинцы знают ее как улицу Гагарина.
Улица Гагарина проходит в юго-западном направлении от улицы Харлова до Пулковской, поворачивает на юг до Новороссийской у озера Смолино. Появилась в 30-х годах на границе поселков КБС и Железнодорожный, с 1 ноября 1937 называлась улицей Строителей. Протяженность – 3440 метров, нумерация домов – с 1 по 64.
«Завоевание космоса»
Сегодня в парке Гагарина о межпланетных путешествиях напоминает разве что аттракцион «Марс», а вот улице-тезке повезло больше: здесь есть целое панно на космическую тему.
Мозаичное панно «Завоевание космоса» торжественно открыли 17 апреля 1976 года, вскоре после празднования очередной годовщины первого полета. Автор – художник-монументалист Владимир Мишин – вспоминает: «Работу принимала Москва, приезжала целая комиссия. Позже «Комсомольская правда» написала об этом статью – помню, в том же номере была новость, что Брежнев «маршала» получил. Открывали панно в торжественной обстановке, под звуки гимна сняли покрывало. Даже Головницкому (челябинский скульптор, автор «Орленка», памятника Ленину на площади Революции. – прим. авт.) тогда покрывало не шили!» – с улыбкой отмечает художник.
Владимир Герасимович Мишин – художник-монументалист, живописец, график, скульптор, с 1978 года – член Союза художников России. В 1972 году окончил Ленинградский высший художественно-промышленный институт им. Мухиной. Работал художником на Челябинском телевидении, преподавал в Челябинском художественном училище.
Известные работы Владимира Мишина:
– монументальная мозаика «Завоевание космоса» (смальта, 1976);
– интерьерная роспись «Творцы-созидатели» (масло, 1985);
– декоративно-монументальная мозаика «Ленин и печать» (смальта, 1982).
Для панно «Завоевание космоса» выбрали здание политехническего техникума – оно находится в самом начале улицы Гагарина. Мозаика полностью занимает торец трехэтажного корпуса. Площадь изображения – 252 квадратных метра. Сделать эскиз нужного размера было нереально, и художник поделил картину на 396 квадратных блоков – 12 в высоту и 33 в ширину. Каждый фрагмент перерисовал на отдельный лист картона – уже в натуральную величину. По раскрашенным картонным эскизам Мишин подбирал гранит: охристый, розовый, светло- и тёмно-серый, и заказывал на заводе разноцветную смальту десятков нужных оттенков.
Мозаику собирали в сложной технике прямого набора – элементы сразу укладывали лицевой стороной вверх. Готовые блоки хранили в коридорах мастерской. Сварщики сделали на здании конструкцию из арматуры, а затем рабочие фрагмент за фрагментом переносили изображение на место. До финального монтажа не было возможности проверить, как мозаика будет выглядеть целиком.
«Работали практически вслепую, – вспоминает Владимир Мишин. – Результат я увидел уже в день открытия. Договаривался, поднимался на дворец Орджоникидзе (ДК «Станкомаш». – Прим. авт.), чтобы с расстояния оценить готовое панно».
Сегодня космический корабль на челябинском панно нередко сравнивают с таинственными изображениями со средневековых фресок в сербском монастыре.
На фресках монастыря Высокие Дечаны в Косове изображен распятый Христос, а в небе справа и слева – ангелы, сидящие внутри не то кометы, не то космического корабля. Роспись стен монастыря была сделана в 14 веке, а в 1964 году югославский журнал опубликовал крупные снимки фрески. Странные «космические» детали привлекли внимание читателей и породили немало слухов и теорий – почему средневековые художники нарисовали ангелов «в позе пилотов». По одной из версий, «летательные аппараты» – всего лишь изображения солнца и луны.
И форму ракеты, и позу космонавта на челябинской мозаике некоторые энтузиасты считают отсылкой к дечанским фрескам. Сам Владимир Мишин, услышав подобную гипотезу, удивился: «Где эти фрески, в сербском монастыре? Никогда там не был! А идея родилась у меня давно, еще в институте, это был мой дипломный проект. Сперва была задумка с кругом ровно по центру: в круге – Гагарин, слева – Циолковский, справа – открытый космос. Потом я придумал добавить в композицию конус – чтобы подчеркнуть динамику и показать движение вперед».
По замыслу автора, завоевание космоса – это не только полет к звездам, но и огромная подготовительная работа: ученых, инженеров, конструкторов. Прототипы героев панно – Циолковский, Королев и, конечно, сам Гагарин. Мишин внимательно изучал фотографии, добиваясь портретного сходства. Первого космонавта художник однажды видел и вживую – правда, издалека. «Дело было на вокзале в Петербурге, Гагарин тогда приехал на фестиваль молодежи… Сам маленький, а фуражка большая!»
Любопытно, что сам Владимир Мишин в юности мечтал стать летчиком, но, говорит, здоровье подкачало. «Ну тем не менее я свой долг перед полетами и космосом выполнил», – улыбается художник.
«Звездные» автографы
Память о первых советских космонавтах живет в Челябинске не только на страницах газет и в произведениях искусства. У одного из наших земляков есть целая коллекция «космических» автографов. Альбом с фотографиями, открытками и журнальными вырезками полвека назад начал собирать Анатолий Сурков – председатель областного совета ветеранов.
Анатолий Сурков рассказал, как в 1966 году, на XV съезде комсомола в Москве, добывал заветные автографы. Он вспоминает, что пробиться через толпу казалось невозможным: студенты и школьники плотно окружили звездных гостей, каждый норовил подобраться поближе, усердно работая локтями. Кто-то, говорит, даже на четвереньках пытался подползти. «Как только я узнал, что будет встреча с космонавтами, тут же купил открытки. Хотелось, чтобы герои расписались не просто в каком-то блокнотике, а каждый на своем портрете».
В раритетном альбоме хранятся автографы не только Гагарина, но и Андрияна Николаева, Валентины Терешковой, Павло Поповича, Валерия Быковского. Есть и герои, не связанные с космосом. «Я не ставил цель собирать в альбоме исключительно автографы космонавтов, – рассказывает Анатолий Сурков. – Здесь есть автографы, которые оставили и прославленный военный летчик Иван Кожедуб, и экс-глава государства Анастас Микоян».
Каждый год в семье Сурковых бережно достают альбом, читают от руки написанные напутствия отца и вырезки из журналов: здесь и пожелания Гагарина советским первоклассникам, и воспоминания дочери космонавта. На этих текстах вырос сначала сын, а затем и внуки Суркова. «Главный ветеран» области часто берет альбом на встречи со школьниками.
Коллекционеры и скупщики не раз предлагали Суркову продать подписанные космонавтами карточки. Но на все просьбы получали отказ. Альбом – не просто семейная реликвия, он, по словам составителя, помогает в воспитании подрастающего поколения: «Чтобы им было, на кого равняться, с кого брать пример».
А в вашей семье есть традиции или истории, связанные с днем космонавтики? Делитесь рассказами и воспоминаниями в комментариях.
Автор выражает признательность за помощь в подготовке материала Объединенному госархиву Челябинской области и лично главному археографу ОГАЧО Галине Кибиткиной, председателю Челябинского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Анатолию Костюку, а также Галине Трифиновой и Юрию Латышеву.
Фото: Фото Марии Романовой, Аликбека Юсупова, предоставлены Юрием Латышевым, видео Андрея Винникова, Аликбека Юсупова, Марии Романовой