Судьба кинофестиваля «Полный артхаус» оказалась под вопросом. Быть ему или не быть? Еще вчера, комментируя информацию о возможном закрытии фестиваля авторского кино в Челябинске, чиновники говорили, что «Полный артхаус» будет сохранен. Но уже сегодня речь идет об артхаусе, но не полном. Обо всем подробно в материале 74.ru.
Фестиваль авторского кино «Полный артхаус» у челябинских чиновников симпатии не вызвал. На третьем фестивале был показан фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», сопровождавшийся бурей эмоций. На четвертом известный режиссер Александр Сокуров имел неосторожность покритиковать отцов города, не сумевших сохранить памятники архитектуры, и последовали сердитые комментарии из мэрии. А на открытии пятого вдова Леонида Оболенского Ирина заявила, что организаторы фестиваля не тех режиссеров приглашают и не те фильмы показывают. Неслучайно сегодня в управлении культуры города всерьез обсуждается вопрос об изменении формата фестиваля авторского кино «Полный артхаус».
На этой неделе члены жюри фестиваля «Полный артхаус» подписали открытое письмо на имя главы города Евгения Тефтелева, в котором говорится: «Мы очень надеемся, что город и впредь будет поддерживать и беречь свой кинофестиваль и свой Кинообразовательный центр имени Л. Л. Оболенского». Оно полностью опубликовано на сайте Киноцентра имени Леонида Оболенского и передано в приемную градоначальника.
Письмо подписали: кинодраматург, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, лауреат национальной кинопремии «Ника» Виктор Петров; член гильдии киноведов и кинокритиков РФ, кандидат культурологи, доцент ЧелГУ Ольга Конфедерат; член Гильдии кинорежиссеров и Союза кинематографистов России, завкафедрой режиссуры кино и телевидения ЧГИК Николай Тележников; журналист и театральный критик, заслуженный работник культуры РФ Владимир Спешков и другие.
Чем продиктовано беспокойство авторов письма? Во-первых, сразу после завершения пятого фестиваля «Полный артхаус» управление культуры города завершило процесс присоединения Кинообразовательного центра имени Оболенского к кинотеатру «Знамя». Сегодня киноцентра как лица юридического уже не существует, а идея «Полного артхауса» принадлежала его сотрудникам.
Во-вторых, пошли разговоры о том, что фестивальная программа несет в себе много негатива и потому должна формироваться под пристальным контролем управления культуры города. И это несмотря на то, что чиновники управления все пять лет входили в оргкомитет фестиваля, стало быть, ни одна из его программ не была сформирована без их участия.
Тем не менее заместитель губернатора области Вадим Евдокимов, комментируя ситуацию журналисту нашего сайта, особенно подчеркнул:
– Что касается фестиваля «Полный артхаус», речь идет не о позитивной программе, а о том, что она будет формироваться управлением культуры города совместно с экспертами, поскольку речь идет о муниципальном проекте. И они должны отобрать нормальный репертуар для фестиваля. Управление культуры города должно вникать во все нюансы этого репертуара. Против Вячеслава Юрьевича Шмырова (известный московский киновед, художественный руководитель фестиваля. – Прим. авт.) я ничего не имею, но процесс должен быть совместным.
Начальник управления культуры администрации Челябинска Дмитрий Назаров несколько конкретизировал задачи на будущее:
– Мы не собираемся отказываться от фестиваля авторского кино, но авторское кино авторскому кино – рознь. Мы сохраним этот фестиваль для зрителей, но к его организации будем подходить тщательно и разборчиво. Фестивальная программа должна формироваться заблаговременно, а не за месяц до открытия форума. Возможно, фестиваль изменит и свой формат – это будет не цельная недельная программа, а отдельные показы фильмов в течение всего года. Все эти вопросы сейчас обсуждаются.
Дмитрий Назаров не дал определенного ответа на вопрос, кто войдет в оргкомитет фестиваля авторского кино нового формата. Однако дал понять, что само название Киноцентра имени Леонида Оболенского из фестивальных афиш уйдет.
– Вы же знаете, что процесс присоединения киноцентра к кинотеатру «Знамя» завершен, – подчеркнул начальник управления культуры города. – Нет теперь такого юридического лица. Поскольку фестиваль авторского кино останется на площадке городского кинотеатра «Знамя», в число его организаторов войдут сотрудники кинотеатра.
О том, останется ли Вячеслав Шмыров художественным руководителем фестиваля, Дмитрий Назаров предпочел пока промолчать.
Кинокритики на протяжении всего фестиваля отмечали, что она была и насыщенной, и взвешенной. Если в конкурсную программу вошли работы молодых кинематографистов, то в программе «Вторая премьера» были собраны последние фильмы российских мастеров: Кончаловского, Лунгина, Соловьева, Досталя. А в программе «Земляки» вообще был сплошной позитив – комедийные ленты режиссеров-южноуральцев, которые сегодня также известны стране и миру. В рамках ретроспективной программы были представлены картины классиков советского кино: Тарковского, Герасимова, Оболенского, Мирошниченко, Огородникова. Несколько работ из программы пятого челябинского фестиваля «Полный артхаус» вскоре были удостоены национальной кинопремии «Ника».
– Даже странно слышать, что кому-то эта программа показалась некачественной и мало позитивной, – удивлен художественный руководитель фестиваля, киновед Вячеслав Шмыров, накануне пятого фестиваля получивший народную премию «Светлое прошлое». – Наоборот, впервые за пять лет работы в формате «Полного артхауса» я получил благодарственное письмо от жюри за интересную программу, что для меня очень ценно.
Как известно, свою главную претензию на открытии фестиваля Ирина Оболенская высказала по поводу фильма «Аномия» Владимира Козлова, вызвал вопросы на заключительной пресс-конференции и фильм конкурсной программы «Дачники» Александра Вартанова. Это работы молодых режиссеров. Вячеслав Шмыров согласился, что в фильме Вартанова действительно много крови:
– Но надо учитывать, что эта картина при ближайшем рассмотрении оказывается прежде всего «игрой в жанр», чисто киноманским зрелищем, насыщенным цитатами из популярных голливудских боевиков (что киноманы и оценили по достоинству), К тому же этот фильм получил в прошлом году Гран-при главного молодежного кинофестиваля нашей страны «Движение» в Омске. Получается, то, что нормально в Омске, в Челябинске уже смертный ужас?
По словам Вячеслава Шмырова, других вопросов по программе не было.
– Во всяком случае мне как художественному руководителю никто их не задавал, – говорит он. – К тому же все фильмы программы (кроме ретроспективы Анджея Вайды, которую нам предоставил Польский культурный центр) имели прокатные удостоверения, выдаваемые Министерством культуры РФ. Хочется понять: у управления культуры Челябинска были претензии к великому польскому режиссеру или к федеральному министерству?
Ну, во-первых, я об этом тоже ничего не слышал, а кулуарные слухи обсуждать не готов. Тем более что начальник управления культуры Дмитрий Назаров из-за своей чрезмерной занятости не посетил ни одного фестивального мероприятия. Во-вторых, рассуждения в духе «позитив – негатив» вообще вне рамок разговора об искусстве. Не могу в связи с этим не вспомнить вырезанную в свое время фразу одного персонажа из фильма Глеба Панфилова «Тема»: «Нам нужны острые, проблемные фильмы о том, как прекрасна наша действительность».
Ну а в-третьих, будет очень странно, если городское управления культуры начнет контролировать Министерство культуры России даже при наличии у фильма прокатного удостоверения, по факту насаждая цензуру, которая к тому же запрещена Конституцией нашей страны, – добавил Вячеслав Шмыров.
Если вернуться к истории челябинских кинофестивалей, то все в ней до сегодняшнего дня развивалось классически естественно: город хотел видеть современное кино России и предоставлял право профессионалам, а Вячеслав Шмыров и арт-директор фестиваля Тамара Мордасова - признанные в мире кинематографа профессионалы, формировать фестивальные программы. Кроме того, благодаря все той же признанности Вячеслава Шмырова Челябинск за все прошедшие фестивали «Новое кино России» и «Полный артхаус» увидел много известных и молодых кинорежиссеров и актеров.
74.ru продолжает следить за событиями вокруг Кинообразовательного центра имени Леонида Оболенского и фестиваля авторского кино «Полный артхаус».
Фото: Фото Евгения Емельдинова и Олега Каргаполова