Интернет-сервисы вызова такси один за другим отказываются от определения цены поездки по счетчику. Ранее фиксированную тарификацию в городах России ввел Uber, а теперь и пассажиры «Яндекс.Такси», делая заказ, видят стоимость, которая определяется до поездки. Gett пока не отказался от счетчика в Челябинске, но частично перешел на фиксированную систему в Москве и Санкт-Петербурге и, возможно, в дальнейшем распространит эту практику на остальные города присутствия.
– Пользователь заранее узнает, во сколько обойдется планируемая поездка, и может принять решение, совершать ее или нет, – прокомментировали в пресс-службе Uber. – Это действует для любых маршрутов – независимо от их протяженности и направления.
Теперь о переходе на фиксированные цены во всех городах присутствия объявил и сервис «Яндекс.Такси».
– Стоимость рассчитывается исходя из тарифа (например, «Эконом» или «Комфорт»), расстояния до места назначения и времени в пути, – сообщили в «Яндексе». – Она не увеличится, даже если на пути возникнут новые пробки, или водителю придётся отклониться от маршрута, построенного навигатором. Пересчёт стоимости происходит только в двух случаях: когда пассажир меняет конечную точку пути или просит водителя сделать по дороге остановку.
Пассажиры неоднозначно восприняли нововведение агрегаторов такси. Для части из них предыдущая система казалась более честной и, как они уверяют, позволяла экономить.
– Когда появились компании с «таксометрами», мне это очень нравилось, потому что это было дешевле, чем фиксированные цены конкурентов, в случае, когда пробок нет и пролетаешь на раз-два, – делится мнением один из клиентов. – А сейчас я всё время чувствую себя обманутым.
Другие отмечают, что при оплате «по счётчику» водители хитрили, чтобы на таксометре набежала сумма побольше.
– Водители часто грешили тем, что ехали очень медленно, подгадывая под красный свет и сетуя на то, что не знают, как добраться до адреса, – отмечает челябинец. Оппоненты отмечают, что, когда цена известна заранее, водители начинают «лихачить», чтобы выполнить побольше заявок, подвергая опасности себя и клиента.
Компании перешли на фиксированные цены с небольшими оговорками. Например, Uber предупредил, что цена, рассчитанная заранее, может измениться «в случае значительных отклонений от маршрута, изменения пункта назначения или места посадки пассажира, длительных незапланированных остановок в пути». Во всех этих ситуациях стоимость поездки пересчитывается по прежней схеме: стоимость вызова плюс доплата за минуты и километры пути. Судя по отзывам пассажиров, этой возможностью водители стали злоупотреблять.
– Идея плохая, водители мухлюют, как могут, – пишет клиентка в обсуждении новости в группе «Яндекс.Такси» в Facebook. – Например, добавляют время ожидания, которого не было. Вчера мне приписали 14 минут ожидания, хотя от вызова до посадки прошло менее пяти минут.
В группе Uber многие клиенты жалуются на то, что приложение выдает одну стоимость, а в итоге с них списывают совсем другую, порой в полтора-два раза больше. Как оказалось, водители специально отклоняются от маршрута и едут не той дорогой, по которой рассчитало стоимость приложение.
– Поездка была рассчитана по стандартным тарифам города, так как водитель не следовал маршруту, сформированному приложением, – ответил представитель Uber одному из пользователей, пожаловавшихся на проблему. – В итоге получилась разница между фактическим временем и расчётным. Хотели бы напомнить, что вы всегда можете попросить водителя следовать маршруту, указанному в приложении.
Ещё одна пассажирка отметила, что водитель отказался учесть её пожелания по маршруту, сославшись на то, что цена от этого всё равно не изменится. Между тем клиентка просила поехать другой дорогой, чтобы сэкономить время.
– Дайте пассажиру выбор – фиксированный прайс или счётчик, – предлагает она.
Некоторые пассажиры считают, что при введении фиксированных цен не должно быть поправок на «длительные остановки в пути» и «значительное увеличение расчётного времени поездки», потому что часто это случается не по вине клиента.
– Долго стоял в пробке, в итоге «фиксированную» цену пересчитали и она выросла на четверть, – рассказывает пользователь услуг такси. – Если мне назначили стоимость, я должен знать, что она не изменится, если только я сам не захочу скорректировать маршрут или не попрошу водителя сделать остановку.
Формирование цены заранее – традиционная и наиболее привычная система тарификации поездок как в Челябинске, так и в других городах России. Одним из главных отличий интернет-агрегаторов Uber, Gett и «Яндекс.Такси» стало как раз то, что стоимость заказа определялась по ходу поездки. Похоже, этот способ, который широко используется за рубежом, не прижился на консервативном российском рынке. В традиционных службах такси отмечают, что это было ожидаемо.
– Клиентам никогда не будет нравится, когда неизвестно, сколько стоит поездка в итоге. Автобусы, поезда, самолёты возят пассажиров за конкретную цену, известную заранее, – отмечает начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников. – Такси долгое время было исключением.
Представитель «Максима» напомнил, что система фиксированных цен на такси стала развиваться в России в начале 2000-х годов, когда у компаний появились программы, позволяющие автоматически рассчитывать стоимость поездки по любому маршруту и сообщать клиентам точную сумму.
– Фиксированный тариф рассчитывается по оптимальному маршруту, – говорит Павел Стенников. – Это исключает возможность накрутки счётчика, обмана туристов, которые не знают город. При этом системы имеют настройки, которые могут учитывать, например, пробки.
По мнению аналитика группы «Финам» Леонида Делицына, популяризировать в России систему оплаты «по счётчику» не удалось во многом из-за психологии пассажиров, которые боятся потратить больше запланированного.
– Многие небогатые пассажиры по-прежнему воспринимают такси как роскошь и боятся, что итоговая сумма, которую придётся заплатить, окажется непомерно высокой. Если же они видят сумму заранее, то охотнее соглашаются на поездку. Сервисы переходят на заранее объявленные цены в надежде увеличить свои продажи за счёт этой категории.
Фото: Фото Евгения Емельдинова