Внешний вид алкомаркетов «Красное&Белое» – щиты высотой во весь первый этаж и длиной на всю торговую точку – портит архитектурный облик города. С такой претензией и требованием убрать рекламные конструкции к руководству известной торговой сети обратились власти Магнитогорска. Чиновники целый год судились с коммерсантами и в итоге одержали победу. К началу мая «К&Б» должна была добровольно убрать щиты, но не сделала этого. Городские власти приступили к демонтажу конструкций своими силами. Учитывая, что у магазинов сети единый внешний дизайн, 74.ru решил узнать, какова судьба огромных красно-белых щитов в Челябинске.
Борьбу с незаконными рекламными конструкциями, которые позиционируются как вывески, магнитогорские чиновники начали ещё в прошлом году. Больше всего претензий вызвало оформление входных групп алкомаркетов «Красное&Белое» (владелец – известный челябинский предприниматель Сергей Студенников – входит в топ-100 самых богатых челябинцев по версии 74.ru 2016 года, в топ-200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes за 2016 год). И в Магнитогорске, и в Челябинске стены домов, в которых расположены магазины, закрыты крашеными листами железа.
По данным мэрии Магнитогорска, компания использует рекламную конструкцию типа настенного панно, содержащую информацию «Красное & Белое», без разрешения на установку и эксплуатацию. Поэтому весной прошлого года чиновники выдали ООО «Баргузин», арендующему помещение для торговли в качестве универсама под коммерческим обозначением «Красное и Белое», предписание о её демонтаже. Представители «К&Б» обжаловали этот документ в суде. Коммерсанты представили экспертное заключение Центра интеллектуальной собственности Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, пытаясь доказать, что это не рекламная конструкция, а вывеска. Однако 20 сентября 2016 года арбитражный суд Челябинской области отказал в иске ООО «Баргузин».
– Спорная конструкция представляет собой щитовую конструкцию, содержащую надпись «Красное&Белое», простирающуюся по фасаду жилого дома во всю высоту первого этажа и на всю длину занимаемого обществом нежилого помещения на первом этаже. Содержание указанной надписи не отвечает признакам, предъявляемым статьёй 2 закона «О рекламе» о раскрытии информации, необходимой потребителю. В частности, отсутствуют какие-либо сведения о наименовании заявителя, включая фирменное наименование, месте его нахождения и режиме работы, – говорится в материалах дела. – Внешний вид конструкции, характер оформления объекта розничной торговли является ничем иным, как мерой, направленной на привлечение внимания неопределенного круга лиц, формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования. Поэтому суд пришёл к выводу, что спорная конструкция является рекламной конструкцией. Следовательно, оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства.
Как стало известно 74.ru, 2 мая в Магнитогорске начался демонтаж щитовых конструкций на магазинах «К&Б». По данным местных властей, сейчас в Магнитогорске работают 72 торговых точки сети.
– Начиная со 2-3 мая, если сами владельцы не уберут вывески, они будут демонтированы, – предупреждал ранее председатель комитета по управлению имуществом и земельными отношениями администрации Магнитогорска Валерий Трубников.
Кстати, с начала года в городе уже демонтировали около 800 незаконных конструкций. При этом расходы за работы будут взыскивать с нарушителей.
Компания, ведущая торговлю под маркой «К&Б», нарушила требования к внешнему архитектурному облику города, указали специалисты КУИЗО.
– Допустимо размещать рекламные конструкции только на торцевых фасадах жилых домов. На первых этажах у нас можно размещать рекламные конструкции только за стеклом, запрещено затягивать фасады полностью баннерами – то, что как раз делает «К&Б» и у нас в городе, и в Челябинске, – объяснила начальник отдела арендных отношений и наружной рекламы комитета по управлению имуществом и земельными отношениями Магнитогорска Татьяна Боровицкая.
Долгое время суды и Федеральная антимонопольная служба были на стороне коммерсантов, признавая их конструкции вывесками, напомнила начальник отдела арендных отношений и наружной рекламы КУИЗО.
– В прошлом году мы поломали эту практику, и суды начали признавать эти конструкции рекламными, – добавила Татьяна Боровицкая. – А по нашим требованиям запрещено затягивать фасады рекламными конструкциями. И неважно, тканевые эти конструкции или из металла.
Первую конструкцию «К&Б» убрало ещё перед Новым годом – в тот момент, когда работники коммунального предприятия приехали её демонтировать.
– Тогда же руководство сети написало гарантийное письмо на имя главы города с просьбой дать им возможность до конца года привести оформление магазинов в соответствие с требованиями закона, – продолжила Татьяна Боровицкая. – Но глава города дал срок только до 1 мая. Срок прошёл. В апреле мы направили ещё одно письмо-уведомление. Реакции не последовало.
Как сообщили 74.ru в администрации Магнитогорска, подобными нарушениями грешит не только сеть «К&Б». Чиновники выдали предписания о демонтаже еще нескольким торговым сетям – «Пятёрочке», «Магниту», «Первому кеговому». Одни обжалуют их в суде, к другим уже собирается выезжать бригада рабочих. Fix Price сами убрали конструкции, закрывающие фасады.
– Как только закончим с «К&Б», следующий этап – пять магазинов «Первый кеговый», – сообщила начальник отдела арендных отношений и наружной рекламы КУИЗО Магнитогорска.
По словам пресс-секретаря Челябинского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Натальи Мартынюк, ведомство подобных дел не рассматривало.
– Что касается разграничения понятий вывески и рекламной конструкции, такие разъяснения дает только Федеральная антимонопольная служба, уточнила она.
Как челябинские власти оценивают инициативу властей Магнитогорска и будут ли использовать этот опыт в столице Южного Урала? 74.ru обратился за комментариями в управление наружной рекламы и информации администрации Челябинска. В письменном ответе специалисты управления перечислили статьи из закона «О рекламе» и указали, что участвовать в формировании единого городского рекламно-информационного пространства и согласовывать установку рекламных конструкций в части соответствия внешнему архитектурному облику уполномочено Главное управление архитектуры и градостроительства. На запрос 74.ru из последнего на момент выхода материала ответа не последовало.
Напомним, торговая сеть из Челябинска, работающая под брендом «Красное & Белое», оказалась на 10-м месте в списке самых быстрорастущих компаний России, по версии журнала РБК. По объёму выручки «Красное & Белое» занимает 14-е место среди всех ритейлеров страны. Основатель и владелец К&Б Сергей Студенников с 2014 года входит в список богатейших бизнесменов Forbes.
Фото: Фото Игната Сарапулова