RU74
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Челябинске
Погода-2°

переменная облачность, небольшой снег

ощущается как -7

5 м/c,

ю-з.

729мм 93%
Подробнее
7 Пробки
USD 103,27
EUR 108,56
Город Экономика интервью Душа, жизнь и свобода: как превратить челябинский завод в креативное пространство

Душа, жизнь и свобода: как превратить челябинский завод в креативное пространство

Основатель дизайн-завода «Флакон» Николай Матушевский рассказал, как вдохнуть новую жизнь в заброшенную промплощадку.

Николай Матушевский знает, как вдохнуть новую жизнь в заброшенную промплощадку

Бывший завод оргстекла в Челябинске превратится в центр креативных индустрий и станет местом притяжения горожан и гостей мегаполиса. Такое светлое будущее возможно, если собственникам промплощадки удастся воплотить в жизнь концепцию, разработанную совместно с представителями известного московского дизайн-завода «Флакон». О том, легко ли превратить заброшенную промзону – в эпицентр громких событий, о проблемах и перспективах челябинской площадки в эксклюзивном интервью 74.ru рассказал основатель и владелец дизайн-завода «Флакон», идеолог ревитализации (воссоздания и оживления городских пространств) в России Николай Матушевский.

Можно ли заработать на голодных художниках?

– Многие предприниматели, задумываясь о проектах на базе существующих объектов, говорят: легче снести старое здание и построить с нуля, чем пытаться вдохнуть в него новую жизнь. А вы, Николай, почему в свое время не пошли по такому пути?

– Жизнь подсказала, спасибо ей большое. В том смысле, что вначале мы собирались сделать так же, как любой девелопер и предприниматель: все снести и построить много новых красивых стеклянных и бетонных квадратных метров. Это было в начале 2008 года, потом начался кризис. Насколько я понимаю, похожая ситуация и здесь. Вкладывать безумные деньги, которые к тому же невозможно было привлечь в тот момент, нет смысла. В кризис люди стали считать деньги и выезжать из центра. А когда бизнес сокращает расходы, это, как правило, в первую очередь касается затрат на маркетинг и рекламу. Архитектурные и дизайнерские компании, соответственно, стали получать меньше денег, поэтому им нужно было предложить нестандартное офисное пространство. Мы поняли: нужно что-то притягивающее.

Труба бывшей котельной может стать арт-объектом

– Скрестить индустриальный интерьер с творческим беспорядком?

– По сути ревитализация – это минимальное изменение пространства, в котором появляется новая жизнь. Раньше были рабочие, теперь творческие люди, совершенно по-другому функционирует пространство. Для собственника это самый дешевый способ использовать помещение. Не нужно выравнивать стены, пол, потолок – достаточно элементами дизайна сделать что-то необычное. Именно это людей и привлекает. В то же время стены – это не все. Нужно создать и поддерживать особую атмосферу. Вся суть в том, чтобы в новом месте кипела жизнь. Когда люди приходят на «Флакон», они замечают: здесь особая атмосфера, своя жизнь.

– Любую территорию можно «омолодить», вдохнуть в нее жизнь?

– Все можно сделать, но главный вопрос – в востребованности, для кого и зачем. Вот в этом и состоит наша задача. Мы проанализировали свой опыт и пытаемся способствовать появлению таких пространств в других городах. В миллионнике хоть один креативный кластер да должен быть.

Если крыша крепкая, на ней разместят кафе

– Насколько это возможно – повторить проект в регионах?

– В регионах есть потребность в креативных местах. Уверен, что и в вашем городе-миллионнике есть такие люди, и им нужно такое пространство. Я считаю, что все легко. Даже не знаю, что мы там такого сложного на «Флаконе» сделали. (Смеется.) Главное, что мы набили шишки, знаем принципы и законы, которые нужно применять для создания таких общественных пространств: что нужно делать, чего нельзя.

– Есть такой стереотип – художник должен быть голодным. Как вы считаете, на творческих людях можно заработать?

– Мы не зарабатываем на них, это ж не дойная корова… Мы оказываем востребованные услуги, и людям это нужно и комфортно. Сегодня средняя ставка аренды у «Флакона» выше, чем аренда в округе. Почему? Потому что предпринимателям, которым нужен наш трафик, которым «Флакон» интересен с точки зрения жизни, творчества, атмосферы и посетителей, выгоднее заплатить нам, чем тратить деньги на раскрутку в каком-то центральном месте, но где их не знают.

Николай Матушевский с интересом ездит по России

– А много ли, по-вашему мнению, в Челябинске таких людей?

– Увидим. Когда в Иркутске мы проводили такую же презентацию, думали, человек 30 наберем – пришло 300. Собственник удивился: «Надо же, а я никого из этих людей раньше не видел». У вас в Челябинске, по ощущениям, есть творческая жизнь. Три года назад мы были в экспедиции по России, заезжали сюда, встречались с людьми и чувствовали интерес. Вот и сейчас буквально за два дня все места на презентацию заняли. И это не какие-то роботы инопланетные. Ваши земляки, люди, которые хотят изменить привычную среду обитания. И ревитализация дает именно это – другую атмосферу, другую систему взаимоотношений, другое ощущение жизни и работы. На «Флаконе» любой нормальный человек чувствует себя комфортно. Хотя нет, видел двух девушек, которые шли с телефоном Vertu: «Котик, че ты меня сюда позвал? Ни Дольче Габбаны, ничего тут нету...». Захотелось сразу проводить их к выходу. (Смеется.)

Эскиз креативного кластера

Дизайн-завод «Флакон» в Москве – это многофункциональный творческий кластер с большим количеством резидентов малого и среднего размера, своеобразный город в городе, в котором действует практически полная свобода творческого самовыражения и оформления, формируется сообщество, где собственник и управляющая команда плотно вовлечены в процесс построения среды и проведения мероприятий.

Суровая челябинская реклама

– Первый раз в Челябинске вы были три года назад. Какое впечатление осталось?

– С экспедицией «Креативная Россия» мы объехали много городов, 22 000 км по всей стране, каждые два дня новое место, поэтому скажу честно, впечатления несколько смешались. Но одно могу сказать точно. Я в Москве родился и, признаюсь, как и многим столичным жителям, мне тоже казалось: нет жизни за МКАДом… Теперь я смело говорю: да все есть, все нормально, везде прекрасные личности и собеседники. В Челябинске я встретил таких же людей, что вижу на улицах Москвы и в том числе у нас на «Флаконе». Так что у меня самые хорошие впечатления. Думаю, что в следующие три года еще будет повод приехать – понаблюдать за воплощением проекта на бывшем заводе оргстекла.

В Челябинске есть, где развернуться

– А что резануло вам глаз в Челябинске?

– (Задумался.) Рекламы чуть больше, чем в Москве. Мы уже привыкли к тому, что в столице с этим активно борются. Вообще есть вещи, которые ты видишь и думаешь: это бы хотелось улучшить. Например, видишь набережную, совершенно не обустроенную, и думаешь: а как тут могло быть круто! Видишь мосты – их два почему-то рядом – и думаешь: а здесь можно было бы сделать пешеходный мост, например,в форме змеи. Или поехали мы, к примеру, сейчас на обед в центре города – долго протискивались среди машин. Раньше в Москве тоже тротуары заставлялись автомобилями, а пешеходы воспринимались не иначе как нищеброды. Сейчас многое меняется, прививается культура пешеходных пространств, я сам с удовольствием катаюсь на велосипеде и хожу пешком. Москвичи уже привыкли, что если есть автомобиль, то ты должен ставить его в понятных местах, иначе оштрафуют или эвакуируют. А здесь я обратил внимание, что автомобиль пока главнее, много проблем с парковками.

– Николай, определите в одном-двух предложениях атмосферу «Флакона» и челябинского проекта.

– Слоган «Флакона» известен: «Творите, что хотите!». Это даже не слоган, а процесс. Именно этот подход считаю очень важным. Как только собственник начинает согласовывать цвет стен и фактуру обоев, влезать в мелочи, люди, жители креативных пространств сразу начинают себя чувствовать временными арендаторами. А ведь кто, как не они, лучше знают, как им расположить столы, какого цвета сделать стенку и так далее! Когда людям даешь возможность определять все это самим, тогда начинается совсем другая жизнь. Что касается Челябинска, то тут определяющими могут стать такие слова, как душа, жизнь и свобода. Слово «свобода» мне кажется очень хорошим.

Главное для собственника - не воспринимать проект как временный

– Рядом с заводом оргстекла протекает река Миасс. Каким образом ее использовать в челябинском проекте креативного кластера?

– Река – это всегда преимущество, огромный плюс. Конечно, речка грязновата, но вид на воду важен хотя бы для созерцания. Ее нужно открывать, делать набережную. Во всем мире облагораживают берега рек, протекающих внутри населенных пунктов: где-то бетоном, где-то деревом.

Кому нужны якорные арендаторы

– Какой срок окупаемости был у вас и какой планируется в челябинском проекте?

– По челябинскому проекту есть разные варианты расчетов, мы пока представляем только концепцию. У «Флакона» срок окупаемости был семь-восемь лет. При этом три года назад мы начали продавать те пространства, которые занимали наши арендаторы. Кстати, мы предпочитаем называть их жителями и относимся к ним именно как к соседям. Так что деньги, потраченные на реконструкцию, вернули, плюс остались квадратные метры, которые сдаем в аренду. Но у нас принципиальная позиция: не хотим все распродать и уйти, потому что образ и суть «Флакона» не должны меняться. Если заедет какой-то банк, люди не из нашей сферы, то это будет потеря имиджа и для нас, и неприемлемо для других жителей. В этом смысле у нас очень четкий F-отбор.

– Своеобразный фейс-контроль?

– Нет, мы определяем его как F-отбор в альтернативную традиционным офисным или бизнес-центрам недвижимость. Есть традиционная классификация офисов – А, В, С и D, она построена на таких показателях как расположение, планировка, отделка, коммуникации. В креативных кластерах важна возможность максимально приблизить рабочее пространство к домашней или камерной обстановке, объединить работу и отдых. Мы даже хотели стандартизировать F-класс, но поняли, что это невозможно: цвет разный, высота потолков разная, направленности и люди разные. То есть это не франшиза, а скорее концептуальное сопровождение, передача ценного опыта. Но самое главное для собственника – понять, что это не временная история: сейчас мы тут подкрасим, подмажем, пустим хипстеров, они потусуют, а потом все снесем и поставим торговый центр.

Самое большое здание бывшего завода оргстекла

– Николай, сколько стоил квадратный метр у вас в самом начале и сейчас?

– Точно не вспомню уже. И по 10 тысяч руб. за кв. м на первый год сдавали, и 50 на 50 было: брали 5 тыс. руб. деньгами, а вторую половину засчитывали в ремонт помещения. То есть всевозможные условия практиковались. Кому-то сдавали помещения по очень дешевым ставкам, потому что это были трендовые для нас компании – за ними потом шли другие. Но понимаем, что Москва – это другое государство. Там легче в том смысле, что денег больше. Поэтому главная задача – здесь сделать все грамотно.

– Как вы относитесь к якорным арендаторам? Они должны тут быть и, если да, то какие?

– Мы не торговый центр, и даже когда развивали зону маркета, никому не обещали трафика. Мы говорим: ваши услуги/товары должны быть востребованы, к вам должен быть трафик. А наша задача: чтобы человек, пришедший в один магазин или офис, прошел по всему «Флакону» и нашел то, чего нет в других районах Москвы. Чем круче и моднее наши «жители», тем лучше. Для креативных кластеров важен не бренд, а жизнь. Есть, к примеру, кофейня в 20-футовом контейнере – и к ним, по-моему, ходит больше всего народу. Нужно понимать, что в торговом центре вы никогда не выкатите вечером бочку на улицу, поставив туда колонку и диджея, разливая вино и угощая проходящих мимо, не сможете танцевать всю ночь. Просто потому что вам хочется танцевать всю ночь. Или, например, устроить фестиваль еды, где 100 энтузиастов пробуют себя в качестве рестораторов. Вы никогда не сделаете этого между «Пятерочкой» и шубами в обычном ТЦ. А если вдруг сделаете, ни те, ни другие вас не поймут. Все креативное пространство идет от пожеланий людей. А поскольку это живой процесс, нам не хотелось бы зависеть от якорного арендатора. Лучше разбить пространства на мелкие, и пусть они меняются, как пятнашечки, но при этом сохраняют общую теплую приятную и комфортную атмосферу.

– Какова роль местных властей в таких проектах?

– Странно, что в Челябинске об этом постоянно спрашивают… Конечно, надо синхронизировать развитие своих проектов с планами города, но государство в данном случае сложный партнер. Вот смотрю в окно – развязку пять лет назад начали строить, должны были в этом году уже сдать, да? И до сих пор нет. Поэтому рассчитывать лучше только на себя. Меня иногда спрашивают: помогало государство? Очень помогало, отвечаю: тем, что не мешало. А когда «Флакон» развернулся, начали приходить чиновники, говорить, как классно, без нас такого бы не было. Я со всеми соглашаюсь… (Смеется.) Креативный кластер, как ни крути, – это рисковый проект, финансово затратный. Хорошо, если будет ШОС или БРИКС, это поможет. Но не надо на это слишком надеться.

На территории бывшего завода оргстекла - девять строений площадью 18 тысяч кв. м

– Почему вас интересуют регионы? В Москве спрос исчерпан?

– Мы хотим связать творческих людей в разных городах, чтобы в итоге все эти пространства в разных уголках России коммуницировали между собой. Прошла выставка в одном городе, едет в другой. При современном развитии техники не надо физически находиться в определенном месте – ты можешь работать на фрилансе, общаться по видео, смотреть онлайн и так далее. Географические различия нивелируются. Если в Челябинске будут нормальные рестораны, события, встречи с людьми, природа, то зачем куда-то ехать?

В прошлом году мы создали компанию, которая занимается развитием креативных пространств в регионах. Уже сделано 15 концепций: где-то собственник ищет деньги, где-то уже воплощают. Наш проект реализуется в Сочи, где мы вложили собственные деньги. Что касается других городов, то приоритет – помогать, консультировать, выполнять подрядные работы, заниматься заполнением этих пространств.

Еще когда мы ездили с экспедицией по России, спрашивали людей на встречах: «Кто хочет жить в этом городе?». Все поднимали руки. «А кто хочет умереть в этом городе?» – все переглядывались, и робко тянулась пара рук. Вот как раз эти люди на самом деле хотят жить в своем городе, а все остальные – временщики. Наша задача – чтобы здесь, в родном городе вы хотели умереть, прожив перед этим яркую интересную жизнь. (Улыбается.) И как раз креативные пространства создают то, ради чего не надо никуда уезжать.

Как ранее сообщал 74.ru, в Челябинске на площади около 20 000 квадратных метров планируется создать творческий кластер, который объединит архитектурные и дизайн-бюро, представителей медиасферы и IT-технологий. Проект SVOBODA2 претендует на роль знаковой площадки для бизнеса и отдыха, меняющей облик общественного пространства в центре Челябинска.

Фото: Фото Олега Каргаполова и и предоставлено проектом SVOBODA2

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
41
ТОП 5
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления