Челябинка Мария решила снять в банкомате 15 тысяч рублей, но вместо этой суммы он выдал ей три банкноты по тысяче рублей. При этом в пришедшем от банка SMS-сообщении говорилось о списании со счёта всей запрошенной суммы. Девушка обратилась с жалобой в Банк России. 74.ru вместе с регулятором разбирался, что делать в подобных случаях и почему человеку могут отказать в возврате денег.
Как объяснили в региональном Банке России, каждый подобный случай банк рассматривает индивидуально – учитывается всё, вплоть до записей с камер видеонаблюдения.
– Поэтому при совершении каждой операции по снятию денег рекомендуется, не отходя от банкомата, пересчитывать купюры и дожидаться выдачи чека, – добавили в ЦБ.
Что делать, если деньги выданы не все:
связаться с банком по телефону. Если банкомат установлен в отделении, то сразу обратиться к операционисту;
описать обстоятельства и выполнить инструкции сотрудника банка. Как добавляют в ЦБ, не стоит искать помощи у незнакомцев и тем более набирать предлагаемые ими цифровые комбинации, звонить на какие-либо телефонные номера или вводить пин-код. Именно так действуют мошенники;
если на месте ситуацию решить не удалось, то нужно сразу же обратиться в банк и написать заявление;
желательно один экземпляр (либо копию заявления с отметкой банка о приёме), а также все выданные банкоматом чеки (их копии) об отказе в совершении операции или сбое оставить у себя, – добавляют в челябинском Банке России.
Как правило, шансы на то, что недополученные деньги вернут, высоки. Мария сразу же написала заявление банк, а тот после его рассмотрения выплатил ей деньги полностью. Но бывают ситуации, когда банк на вполне законных основаниях может отказать в возврате денег.
В такую ситуацию попал 55-летний житель Челябинской области Владимир. Мужчина пожаловался, что банкомат выдал деньги в сумме меньше запрашиваемой. При этом банк установил, что операция была произведена с использованием банковской карты, выпущенной на имя заявителя, с вводом корректного пин-кода и в полном объёме (это зафиксировали счётчики банкомата). По результатам выгрузки банкомата излишек денег обнаружено не было.
– Однако при просмотре записи с камеры видеонаблюдения было выявлено, что деньги снимал другой человек. Как оказалось, Владимир передал свою карту с данными о пин-коде жене, что запрещено правилами использования банковской карты, – объяснили в челябинском ЦБ. – В таком случае банк имеет полное право отказать держателю банковской карты в возмещении причинённого ущерба вне зависимости от результата обследования самого банкомата.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, лучше изучить правила пользования картой. А если нужно, чтобы счётом пользовались несколько человек, лучше выпустить дополнительную карту или оформить доверенность.
Напомним, южноуральцы всё чаще страдают от мошенников, которые крадут деньги с банковских карт. Часть случаев происходит по невнимательности самих держателей карт, которые не читают (или читают невнимательно) договоры на открытие счетов. А потом, к примеру, жалуются на комиссию за снятие в «чужом» банкомате.
Вторая проблема – кража денег с карт при покупке-продаже товаров на сайте Avito.ru. Ежедневно в полицию обращаются один-два пострадавших. В январе в Кусе мошенники украли с карты дворника миллион рублей. В конце 2016 года завершилось расследование уголовного дела по факту кражи с карт 900 тысяч рублей – так поработала южноуральская мошенница. А полиция Озерска ищет ясновидящую, которая выманила у горожанки более 500 тысяч рублей под предлогом снятия порчи с её семьи. О том, как не попасться на удочку аферистов, и что делать, если мошенники оставили вас без копейки, а также о самых ярких случаях обмана – читайте в нашем материале.
Фото: Фото Олега Каргаполова, инфографика Дмитрия Гладышева