В историческом музее Южного Урала на улице Труда, 100 открылась третья японская выставка, посвящённая единственному экземпляру – уникальному мечу тати. О двух первых мы подробно рассказывали, а новая оказалась самой необычной и загадочной. Все известные подробности о клинке для маленького самурая – в репортаже 74.ru.
Особенностей у этой выставки много. Во-первых, «Меч юного самурая» – выставка одного экспоната. Раньше такого проекта в музее не было. Ещё и поэтому уникальный меч хранился под семью замками, и никто не видел его до сих пор, просто не было повода встроить его в какую-либо экспозицию. Во-вторых, сотрудники музея и сегодня не знают, как и откуда в фондах появился японский меч тати, инкрустированный дорогой слоновой костью. Известно лишь, что в челябинский музей он попал ещё при его основателе Иване Гавриловиче Горохове.
Пока остаются загадкой имя мастера, изготовившего этот меч, и имя юного самурая, для которого он предназначался. Да и точную дату изготовления клинка пока не назвал никто. Ранее считалось, что японский меч был изготовлен искусными мастерами в XIX веке. Однако знаток японского холодного оружия и боевых искусств из Челябинска Игорь Потёмкин уверенно отнёс клинок к XVIII веку.
– Это не просто боевое оружие, – рассказала корреспонденту 74.ru научный сотрудник музея, куратор выставки Дина Самадова. – Это настоящее произведение искусства, созданное несколькими мастерами. Тати – меч более древний и более благородный, чем всем известная самурайская катана. Он был принадлежностью конного воина и пехотинца при доспехах, одновременно являясь атрибутом парадного костюма.
Но челябинский тати необычен ещё и своими размерами. В отличие от обычного тати, он укороченный. Поэтому специалисты утверждают, что клинок из дорогой стали и в очень дорогой оправе был предназначен для юного воина из знатного рода самураев. И использовался он не в сражениях, так как на нём нет ни повреждений, ни характерных для боевого оружия зазубрин. Это был меч для особых парадных случаев.
– Можно предположить, что тати был подарком наследнику из рода самураев, – говорит Дина Самадова. – Дело в том, что меч небольшого размера, то есть предназначен для мальчика. И это дорогой подарок – очень хорошая работа мастеров. Ножны и рукоять меча украшены резьбой по слоновой кости. Художник отразил здесь сюжеты из бытовой жизни японцев, исторические сюжеты, знаковые растения. Кроме того, на рукоятке меча есть изображение фамильного герба. Вероятно, профессиональные эксперты, занимающиеся историей и искусством Японии, смогут определить точно, кто владел мечом и какими мастерами он изготовлен. Надеюсь, в будущем мы сможем провести такую серьезную экспертизу и найдём ответы на все вопросы.
Кстати, как меч оказался в Челябинске – тоже загадка. Сотрудники музея предполагают, что он был приобретен коллекционером или любителем истории и искусства Японии ещё до революции. Судя по всему, экспонат хранился в очень хороших условиях. А после революции оказался в фондах краеведческого музея Челябинска.
Высокую оценку музейному экспонату дали современные челябинские японисты. Одна из них – выпускница факультета Евразии и Востока ЧелГУ Нина Крючкова рассказала журналистам 74.ru, что не ожидала увидеть в Челябинске такой старинный и такой красивый японский меч.
– Я год жила в Японии и побывала в разных музеях оружия, могу сказать, что это по-настоящему уникальный экспонат! – восклицает девушка. – Чем богаче и красивее оформление рукоятки меча и ножен, тем богаче и знатнее был его хозяин. Этот меч, скорее всего, принадлежал воину высокого ранга, на что указывает даже белый цвет рукоятки и ножен, у обычных воинов они были чёрными. К тому же, украшение – резьба по слоновой кости – это дорого. И работа мастеров очень искусная. Это всегда в Японии ценилось очень высоко.
А сама Нина удивила нас тем, что уже несколько лет занимается иайдо – искусством внезапной атаки с использованием японского меча.
– Когда-то это было особое искусство японских воинов – мгновенное поражение противника изначально убранным в ножны клинком, – говорит Нина. – Но сегодня клинки мастеров иайдо не заточены. После демилитаризации Японии боевые искусства приняли форму пути саморазвития, внутреннего самосовершенствования человека («путь» по-японски «до»), а боевые приемы, когда-то использовавшиеся в сражениях, стали комплексами иайдо и других искусств. Но быстрота и точность, которыми когда-то отличались лучшие воины, сегодня остаются главными критериями в оценке мастерства занимающихся иайдо.
Нина начала заниматься иайдо в старших классах. Позади шесть лет тренировок и выступлений. У Нины Крючковой третий дан по иайдо – это уже степень мастера. Однако, по словам Нины, в Японии мастером, достигшим уважения, считается спортсмен, получивший четвертый дан. В Челябинске тренером Нины стал Игорь Потёмкин, а в Японии она занималась с сэнсэем Такаянаги Сакаэ, у которого восьмой дан. Такие вот девушки живут в Челябинске.
А полюбоваться ценным и редким японским мечом ценители всего необычного и красивого смогут в течение всего одной недели, с 4 по 11 июля, в малом выставочном зале Государственного исторического музея Южного Урала.