«Поза собаки мордой вниз, поза собаки мордой вверх» – нежно и почти еле слышно разносится по крыше челябинской высотки в самом сердце города. Три сотни йогинов, собравшиеся на высоте птичьего полета, послушно выполняют каждое слово инструктора. Мы решили посетить фестиваль «Йога каменных Джунглей» и пообщаться с его участниками, чтобы узнать, а правда ли йога круче, чем секс.
Нет начала, нет конца
Новичку упражнения даются с великим трудом – растяжка не та. Поэтому, спрятавшись за изящные спины и другие части тела профи, пыхтя и краснея от постоянно меняющихся поз, ищу взглядом собеседника, с которым не жалко было бы скрыться от своей безысходности.
– Я их сделал два года назад. – Мужчина дотронулся двумя пальцами до одной из татуировок. – Это мистический узел. У него нет начала и нет конца (улыбается), и я хочу, чтобы моя жизнь была такой же.
Виталий Васильевич занимался спортом всю сознательную жизнь. Футбол по выходным с друзьями, тренажерный зал и бассейн пару раз в неделю – список можно продолжать до бесконечности. Но у человеческого организма в возрасте на такие невероятные нагрузки своя реакция. Внезапный инфаркт внес свои коррективы в жизнь. За здоровье пришлось буквально бороться. Тогда-то на помощь и пришла йога.
– Мы ведь через йогу не только приводим тело в порядок. Мы работаем с вниманием, успокаиваем свой ум. Посмотрите, где и как мы живем. В каменных джунглях, где кругом суета и стресс. Поэтому полтора-два часа йоги необходимы каждому, чтобы отпустить все такие ситуации.
В свои 65 Виталий Васильевич работает инструктором 7 дней в неделю сразу в 6 местных студиях. Такой работоспособности мог бы позавидовать любой юноша. Добавьте к этому часы с любимой женой и внучками-спортсменками. На отдых времени нет, впрочем, зато есть на мечты. Он еще никогда не был на родине йоги в Индии, но в ближайшем будущем надеется это исправить.
– Постоянно откладываю на потом. Из-за работы так и не добрался туда раньше, а теперь так много клубов появилось в жизни, что бросать кого-то надолго не хочется. Но я очень хочу попасть туда в следующем году. Нет, даже так: в следующем году туда обязательно нужно вырваться.
Так же, как секс
Люди на гвоздях ведут себя странно. Одни жадно хватают руками инструктора и поедают его глазами, другие соединяют ладони в намасте и получают удовольствие. Но практически каждый проверяет ступни на наличие дырок в них. И, о чудо! Там их действительно нет.
Забираюсь на доски садху с диктофоном в руке. Такого экстремального интервью в моей практике еще не было.
– Отпускаемся? – спрашивает молодой человек с какой-то загадочной улыбкой.
– А долго стоять? – даже забеспокоилась.
– Минуту.
– Давайте.
Мгновенное тепло разлилось по всему телу. Дыхание частое, мысли спутанные. Из головы вылетело абсолютно все. Только спустя пару секунд вопрос, неуместный для стоящего на огромных гвоздях:
– А они большие?
– Гвозди? (Улыбается.) Ну они толщиной три миллиметра. Но вы расслабьтесь, примите это ощущение. Это действительно приятно. Доверьтесь мне.
Думаю, хорошо, что не узнала про их высоту. А дыхание постепенно выравнивается.
– Да это…это как секс.
– Это даже круче. (Смеется.)
– А вы давно стоите на досках?
– Уже год. Чувствуете эти ощущения? С помощью них можно познавать себя и возможности своего тела.
– А как долго вы сами можете простоять на них?
– Пять минут, десять, пятнадцать, двадцать. Мой личный рекорд сто минут. На доски можно встать, сесть, лечь, и дырок, поверьте, не окажется.
Но моя минута пролетела со скоростью света. Оказавшись на полу, я моментально проверила стопы – дырок и крови нет. Попробовать бы еще, но за чудо-досками выстроилась настоящая очередь. Мужчины, женщины. Все с каким-то подозрением рассматривают переживших гвоздотерапию. Но без лишних вопросов отправляются на доски садху сами.
Боль должна быть приятной
Она не выпускает из рук телефон. Каждые несколько минут кто-нибудь звонит или пишет. А тут еще назойливые журналисты со всех каналов сразу. Нужно ответить всем. Уделить время каждому. Тоненькая девушка в белом платье – Елизавета Яненко, организатор двух фестивалей «Йога каменных Джунглей», в прошлом серьезный банковский сотрудник. За плечами экономическое образование и годы службы на нелюбимой работе. А потом внезапное осознание и переосмысление. И вот она у предгорья Гималаев в святом городе Ришикеш. В лучшей академии йоги под руководством учителей с мировым именем.
– Европейцы все сухие, и условия для нас там не самые комфортные, – рассказывает Елизавета. – Ты должен проделать и ментальную, и физическую работу. Кости, мышцы, все тело ноет. Хочется сорваться и уехать, но потом включается настоящая йога, и ты понимаешь, что твое тело – это нечто большее. Это инструмент, за которым ты обязан ухаживать, держать его в чистоте и порядке, и йога помогает в этом лучше всего.
По словам Елизаветы, в мире мало сертифицированных школ йоги. Поэтому Россия, как и многие другие страны, наводнена целыми армиями некомпетентных специалистов, которые преподают йогу с нарушениями.
– Людей начинают учить неправильно. Случается очень много травм. Отсюда родились стереотипы, что заниматься йогой впервые – это обязательно больно. Первый раз, последний – это всегда приятно и прекрасно. Кайфово и резервно. Я бы рекомендовала всегда обращать внимание не только на то, что умеет делать инструктор, но и на то, как он выглядит. Практикующий человек не может выглядеть не гармонично.
Прийти к гармонии со своим телом полностью мне так и не удалось. Да и возможно ли это, если занимаешься йогой впервые, а между асанами думаешь, как бы поудобнее лечь в позу шавасана (подобно трупу), чтобы расслабиться после тяжелого рабочего дня. Однако йога в этот день стала настоящим открытием не только для меня, но и для большинства пришедших на фестиваль новичков, которые старательно повторяли все движения за инструктором.