Незадолго до Дня железнодорожника, который будут праздновать в это воскресенье, челябинцы обратили внимание на плачевное состояние паровоза «Красный коммунар», расположенного на входе в горсад имени Пушкина со стороны ДК ЖД. Локомотив-рекордсмен, исколесивший всю страну и возрождённый после Гражданской войны, съедает ржавчина.
– Мой старый друг из детства – паровоз «Коммунар». Красавец! Вот только проржавел до дыр. Видно, не до памятников теперь всем. Так и стоит облезлый посреди бойкой торговли беляшами и сладкой ватой, – написал челябинский журналист Сергей Филичкин.
Корреспондент 74.ru попытался найти ответственного за сохранность памятника. Глава администрации Советского района Михаил Буренков ответил, что паровоза на балансе у них нет, и он принадлежит железной дороге.
– Паровоз Ес-350 «Красный Коммунар» на территории горсада имени Пушкина на балансе железнодорожных предприятий ЮУЖД не числится, – прокомментировала начальник отдела по работе со СМИ ЮУЖД Наталья Драгомирецкая.
В Центре историко-культурного наследия Челябинска тоже открестились от памятника.
– Мы, конечно приглядываем за паровозом, но у нас на балансе его нет, – рассказала пресс-секретарь горсада имени Пушкина Татьяна Мелехова. – Сейчас пытаемся выяснить, чей он.
Сайт 74.ru направил запрос в пресс-службу администрации города, чтобы выяснить, кто всё-таки отвечает за паровоз и планируется ли его обновление.
«Красный коммунар» – один из старейших образцов железнодорожной техники начала XХ века. Согласно данным энциклопедий, паровоз модели Ес-350 сошел с конвейера завода в Скенектади (США) в 1915 году. Выполнен по заказу Министерства путей сообщения Российской империи, в Гражданскую войну пришёл в негодность и был списан. В 1920 году восстановлен по инициативе рабочих паровозного депо станции Челябинск. 4 мая того же года на нём отправили 442 тонны хлеба в голодающую Москву. Состав прибыл в рекордно короткие для того времени сроки – четыре дня. Хотя аналогичное расстояние паровоз способен был преодолеть не менее, чем за 10 дней.
После этого паровоз исчез из виду на несколько десятков лет, пока в 1960 году не нашелся, забытый всеми и проржавевший, на комбинате «Дальвостокуголь», неподалёку от ветки Амурской железной дороги. В Челябинске его поставили на постамент как память о сплочённой команде «Коммунара» и всех тех людях, которые собирали легендарную «московскую посылку». Памятник дал название театру-студии «У Паровоза», расположенному неподалеку.
Капремонта ждёт также памятник революционерам-железнодорожникам «На новый путь», расположенный на пересечении улиц Свободы и Российской и известный в народе как памятник стрелочнику. Специалисты укрепят и восстановят облицовку и надписи. Ремонтные работы планировалось завершить к концу лета.
Фото: Сергей Филичкин