Во втором квартале в Банк России поступила масса жалоб на негосударственные пенсионные фонды, страховщиков и микрофинансовые компании. Жители Урала третьи по количеству обращений. С апреля резко возросло недовольство незаконным переводом накопительной пенсии из одного фонда в другой и потерей инвестиционного дохода.
Среди всех жалоб за апрель–июнь доля обращений уральцев составила 12%. Больше всего недовольных в Центральном федеральном округе. На втором месте – Приволжский федеральный округ. Всего во втором квартале от россиян поступило 31,5 тысячи жалоб.
Но, что примечательно, изменилась структура жалоб – россиян стали больше волновать пенсионные накопления.
За полугодие регулятору поступило 2,6 тысячи обращений на НПФ – в пять раз больше, чем за три предыдущих года в целом. Всего на НПФ, управляющие компании, специализированные депозитарии за апрель–июнь пожаловалось 4,8 тысячи человек.
– С апреля 2017 года в Банк России начали поступать многочисленные обращения в отношении негосударственных пенсионных фондов. Граждане в основном жаловались на незаконный перевод пенсионных накоплений из одного НПФ в другой либо удержание средств у текущего страховщика, а также на потерю инвестиционного дохода при переходе, – пояснили в Банке России.
В ПФР нам уже не раз поясняли, что для перевода накопительной пенсии из НПФ в НПФ необходимо подписать договор и заявление. Последнее нужно подать в Пенсионный фонд России при личном визите, через МФЦ, по почте (подпись заверена у нотариуса), через портал Госуслуг или в электронном виде с использованием усиленной электронно-цифровой подписи (ЭЦП) через удостоверяющие центры.
– Для того чтобы подать заявление с использованием электронно-цифровой подписи, человек должен обратиться в удостоверяющий центр, выработать ЭЦП, которой можно подписать соответствующий вид заявления, – объясняла ранее начальник отдела организации и учёта процесса инвестирования отделения ПФР по Челябинской области Наталья Лазарева.
По словам источников 74.ru, именно подача заявления через удостоверяющий центр, как правило, и становится причиной неправомерных переходов. В конце июня после вала жалоб в контролирующие органы и проверки Счётной палаты Пенсионный фонд приостановил приём электронных заявлений от удостоверяющих центров о переводе пенсионных накоплений в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды до того момента, пока их работа не будет проверена.
– На наш взгляд, проблема не в каналах и не в технологиях, через которые люди будут переводиться, а именно в действующем законодательстве. Смена технологий, каналов или посредников корень проблемы не изменит, потому что процедура переходов сейчас для всех одна. Нужно вносить фундаментальные поправки, – считает генеральный директор НПФ «Будущее» Николай Сидоров.
Тем не менее, по нашей информации, ограничение в работе удостоверяющих центров до сих пор действует. Минтруда накануне вообще предложил исключить их из цепочки и упростить технологию подачи электронных заявлений о смене НПФ, сделав обязательной подачу заявления в текущий фонд.
– Предложенные поправки – единственный способ нормализовать сложившуюся ситуацию и сохранить доверие граждан к пенсионной системе, что очень важно в преддверии запуска индивидуального пенсионного капитала. Именно обращение к текущему страховщику позволит гражданам принимать решение о переходе, осознавая его экономические последствия вне зависимости от того, заключает ли он договор через агента, в банке-партнере или в собственном офисе фонда, – поясняет генеральный директор НПФ «Будущее» Николай Сидоров. – Проблема существует, и это проблема не отдельного фонда или канала продаж, это фундаментальная проблема действующей процедуры переходов. Мы эту проблему видим и поэтому предлагаем изменения. При этом мы, естественно, понимаем, что такие структурные изменения приведут к сокращению переходов на рынке, и готовы к этому.
Подачу заявления о переходе у текущего страховщика поддерживает Банк России. По мнению регулятора, фонд будет информировать и о потере инвестдохода при досрочном переходе.
– Фондам, которые привлекают клиентов, невыгодно информировать граждан о потенциальных финансовых потерях при переходе – ведь это фактически поставит под вопрос заключение договора, – добавляет Николай Сидоров. – Проблема в действующей на данный момент процедуре, которая не предусматривает обязательного информирования о потерях.
Напомним, что потеря инвестиционного дохода возможна при подаче досрочного заявления, когда перевод средств пенсионных накоплений осуществляется на следующий год после подачи заявления. Перевести накопления страховщику, сохранив доход, можно при подаче срочного заявления – тогда деньги перейдут через пять лет.
– В форме заявления о досрочном переводе эти условия прописаны. В форме заявления под данными условиями требуется проставление подписи застрахованного лица, – объяняла ранее Наталья Лазарева.
Не так давно 74.ru писал о двух историях челябинок, которые обнаружили, что их накопления незаконно перевели в другой НПФ. Дело одной из них дошло до суда – иск на признание договора недействительным подала прокуратура после проверки по заявлению девушки. Однако, по последней информации, рассмотрение дела затягивается – требуются дополнительные документы.
Если вы обнаружили, что накопительную пенсию перевели незаконно, то:
запросите экземпляр договора в НПФ и копию заявления в ПФР;
обратитесь в правоохранительные органы, которые проверят подлинность подписей;
обратитесь в суд (это могут также сделать правоохранители). Третьим лицом в суд привлекается Пенсионный фонд;
по суду договор признаётся недействительным, и накопления возвращают.
Кроме того, можно снова заключить договор с выбранным НПФ и обратиться с заявлением о переходе в ПФР – но не чаще раза в год. А также обратиться с жалобой сайт ЦБ РФ.
Узнать состояние вашего пенсионного счёта и то, кто управляет вашими накоплениями, можно через сайт Госуслуги, лично в Пенсионном фонде или через банк.
Фото: Алена Мызгина