Удобно и, главное, выгодно ли ездить по Челябинску на электромобиле? Судите сами: полная зарядка батареи стоит около 50 рублей, и этого хватает на 130–140 км пробега. Значит, километр пробега на электромобиле стоит 35 копеек, а это, на секундочку, в десять раз дешевле, чем на бензиновом авто! Герой нашего материала использует Nissan Leaf ежедневно, поэтому мы попросили его рассказать об особенностях эксплуатации электромобиля здесь, на Урале.
Когда Leaf трогается с места, ощущения сюрреалистичны, потому что на малых скоростях он почти бесшумен: слышен лишь предупреждающий сигнал, когда электромобиль сдает задним ходом. На средней скорости доминирует шум качения 17-дюймовых колес, на разгонах добавляется задорный присвист электромотора.
Органы управления Leaf привычны тем, кто ездит с «автоматом»: руль, две педали, да селектор... нет, не автомата, а блока управления. Помимо традиционных режимов «вперед» и «назад», есть еще один, обозначенный литерой B – это режим рекуперативного торможения, при котором Leaf начинает регенерировать кинетическую энергию, когда водитель отпускает педаль газа. Попросту говоря, он возвращает в батарею часть мегаджоулей, потраченных ранее на разгон автомобиля. При определенной сноровке в городе можно ездить без педали тормоза – рекуперативного замедления достаточно.
Необычна, пожалуй, лишь двухъярусная цифровая панель приборов, верхняя часть которой отдана спидометру, нижняя отвечает за состояние батареи.
Емкость литий-ионной батареи этого Leaf 2013 года выпуска составляет 24 кВт·ч. С 2015 года Nissan ставит батареи емкостью 30 кВт·ч, которые увеличивают пробег примерно до 170 км. При зарядке часть энергии, естественно, рассеивается в атмосферу с теплом, но в целом при тарифе 1,9 рубля за кВт·ч пополнение батареи с небольшим остаточным запасом энергии обходится в сумму порядка 50 рублей.
Leaf довольно динамичен, например, за счет хорошей низовой тяги электромотора разгон до 100 км/час занимает порядка 11,5 секунды, то есть на уровне своих бензиновых одноклассников с моторами 1,6 литра.
Расход энергии Leaf зависит от стиля езды, а городской цикл для него зачастую экономичнее загородного. Например, при стоянии в пробках 109-сильный мотор не расходует энергию. Приведенные 130–140 км пробега на зарядке владелец получает в смешанном режиме движения до загородного дома, находящегося на расстоянии 15 км от работы.
Заряжать Leaf можно от бытовой розетки, либо же подключить его к источнику с напряжением до 500 В – для этого есть специальный разъем.
Владелец использует обычную розетку с максимальным током 16А, что обеспечивает мощность зарядки 3,3 кВт. Батарея пополняется в среднем за 6–8 часов, причем таймер позволяет заряжать электромобиль в определенное время, когда действует ночной тариф на электроэнергию. В принципе, сам по себе «младший» разъем допускает зарядку токами до 32А, что позволят пополнять запас энергии примерно за 3 часа.
Но еще интереснее левый разъем для скоростной зарядки: через него Leaf заряжается за полчаса, но требует специальной зарядной станции – в Челябинске таких пока нет.
– Как-то я услышал, что зарядную станцию построили около ТРК «Горки», – рассказывает владелец Leaf Владимир. – Я приехал туда, искал-искал, не нашел. Спросил у администраторов, сказали – только планируется. (Смеется.)
Помимо электромотора энергию расходуют вспомогательные приборы, причем для маломощных потребителей (фары, магнитола и т. п.) под капотом Leaf есть обычный аккумулятор, а основная батарея массой более 250 кг находится под полом. От нее питается блок ABS, усилитель руля и тормозов, насос кондиционера, подогрев сидений и отопитель салона.
Многих, к слову, волнует вопрос зимней эксплуатации электромобиля, но она возможна. Владимир, который купил Leaf в феврале этого года, поясняет:
– Можно запрограммировать его, чтобы к 8 часам утра он ждал тебя полностью прогретый, пока еще подключен к розетке. Кроме того, у него мощный отопитель, причем, в отличие от автомобиля, теплый воздух идет практически сразу. Это, конечно, снижает запас хода примерно на 10%, так что зимой на одной зарядке можно проехать чуть более 100 км. Но мне этого хватает на три дня.
Понятно, что в России электромобиль был и остается транспортом, подразумевающий определенный образ жизни. Как минимум не единственный в семье. В случае с Владимиром выручает загородный дом и относительная скромность ежедневных пробегов, а также наличие «подменного» автомобиля для дальних поездок. Владимир периодически ездит на Увильды и другие озера, но с ночевкой: на обратный путь без подзарядки запаса хода не хватит.
– Ситуаций, чтобы я остановился в дороге без заряда, не было, – говорит он. – Индикация остаточного пробега работает точно, причем при критическом падении заряда Leaf переходит в черепаший режим, чтобы дотянуть до места зарядки.
Leaf сегодня – это самый популярный электромобиль в мире: с 2010 года альянсу Renault-Nissan удалось реализовать более 260 тысяч. Leaf лидирует и в России, где не продается официально, но завозится серым импортом из Японии, США и реже Европы. По данным «Автостата», на 1 января 2017 года в стране зарегистрировано 340 «Лифов» – более трети всех электромобилей России. В Челябинске на учете стоят три Nissan Leaf.
Во многом успех Leaf обусловила его концепция: будучи электромобилем, он сделан по образу и подобию обычной машины гольф-класса со всеми удобствами, включая климат-контроль, круиз-контроль, кожаный салон, подогрев сидений, просторные задние сиденья и нормальных размеров багажник.
И пусть пока Leaf выглядит моделью нишевой, за его потомками – будущее. После пресловутого дизельного скандала Volkswagen (дизельгейта) и подписания Парижского соглашения основными странами-производителями, стратегия большинства автокомпаний подразумевает достаточно быстрый (за 10–15 лет) переход на электромобили.
Вторят и политики, например, ряд стран Европы уже заявил о запрете автомобилей с классическими ДВС начиная с 2025 года. Практически все крупные компании или выпускают электромобили, или активно разрабатывают их. Tesla недавно представила свою первую массовую модель, Model 3. BMW активно продвигает i-серию. Renault-Nissan помимо Leaf имеет в арсенале Twizy (продается в России), Zoe и даже коммерческий транспорт. Chevrolet презентовал модель Bolt с пробегом на зарядке свыше 400 км, Volvo откажется от автомобилей уже через 2–3 года... Не исключено, что наши дети будут мечтать именно об электромобиле (после смартфона и очков виртуальной реальности).
Россия, понятно, далека от модных тенденций, в том числе из-за суровости климата. К слову, одной из самых электромобильных стран Европы является Норвегия, где правительство активно стимулирует покупку «зеленого» транспорта. Но скандинавское побережье все же не так морозно, как Урал.
Тем не менее власти начали уделять внимание электромобилям, например, в Москве их владельцам разрешается ездить по выделенным полосам и бесплатно парковаться в центре.
В Челябинске преференций пока нет: при ввозе электромобиля из Калифорнии Владимир заплатил таможенную пошлину, а сейчас платит налог за 109 электрических «лошадей». Но электромобиль все равно позволяет экономить, например, на каждые 1000 км пробега он отбивает порядка 3 000 рублей. К этому можно добавить дешевое техобслуживание: отсутствие ДВС и коробки передач позволяет менять лишь масло в редукторе каждые 30 тысяч километров пробега. Ходовая часть во многом унифицирована с другими моделями Nissan. Гарантия на батарею составляет 8 лет или 160 тысяч километров пробега.
Впрочем, рассуждать об окупаемости электромобилей в России пока преждевременно: понятно, что купить их могут лишь люди с определенным «лайфстайлом» и не ради чистой экономии.
Ограниченный пробег и отсутствие мест для зарядки привязывают их к месту обитания владельца радиусом 50–60 км. Но, с другой стороны, 90% поездок 90% горожан укладываются в эту формулу, так что не удивляйтесь, если лет через двадцать внуки будут смеяться над устаревшими словосочетаниями, вроде «выхлопная труба».
Фото: Артем Краснов