Социальную игру «Я – Человек!» Андрей Шадрин создавал для детдомовцев, чтобы адаптировать их к реальной жизни, уберечь от наркотиков, преступности, суицида и других опасностей и проблем. Предприниматель не подозревал, что пособие окажется востребованным даже в самых благополучных семьях. Его одобрила Национальная родительская ассоциация. Чтобы оценить пользу этого уникального учебника жизни, журналисты 74.ru решили поиграть.
Внешне «Я – Человек!» ничем не отличается от популярных стратегических настольных игр типа «Монополии». Есть игровое поле, где участников подстерегают трудные жизненные ситуации. Есть наказания и бонусы. Фишки Андрей придумал в виде разноцветных человечков, чтобы игроки понимали – речь идёт не о каких-то пластмассовых пуговицах, а о них самих.
Игра – жизненный симулятор. В ней всё как в реальной жизни – школа, университет, друзья и недруги, плохие компании, трудные ситуации, ошибки, депрессивные настроения. Только рядом в момент игры всегда находятся умные и опытные наставники. В этот день с ребятами играли сам автор пособия Андрей Шадрин и руководитель челябинского регионального общественного фонда «Вклад в будущее» Наталья Жумашева. Они подробно разбирали каждую ситуацию, учили, как надо с ней справляться. А ребята делали выводы.
Жребий брошен, и разноцветные человечки отправились в путь. Им предстоит решить множество трудных задач. Но не математических, а тех, которые сочинила сама жизнь. У каждого игрока есть спутник. Он может быть хорошим (учитель, наставник, родные) или плохим (банда, секта). И если игрок оказался на поле испытаний, то плохой наставник может предложить ему, например, совершить кражу.
В зависимости от того, какой путь выберет играющий (откажется, например, от соблазна лёгкой наживы или решится присвоить чужое имущество), он будет либо продвигаться вперёд, где встретит новых друзей и хороших наставников, получит образование и профессию; либо будет наказан штрафом, лишится здоровья и хорошей репутации, потеряет друзей и близких и даже может попасть в тюрьму.
– Идея этой игры на самом деле крутая! – считает психолог-консультант, общественный помощник уполномоченного по правам человека Екатерина Горшенина. – Я играла сама и приводила сына-подростка. Нам было интересно, сыграли бы ещё раз. Игра работает с подсознанием человека. Многие дети уверены, что не способны на плохие или ошибочные поступки. Но не всегда правильно поступают в жизни. Как психологу мне было интересно увидеть, как во время игры подростки забывают о здравом смысле и поддаются плохому влиянию. Это почти как в жизни! Потом мы эти ситуации анализировали, разбирали. Игра «Я – Человек!» обогащает детей знаниями в области права и психологии, а главное – даёт понять, что судьба зависит от их выбора, и учит правильно его делать. Она особенно полезна для детей из проблемных семей, где просто некому рассказать, как оно бывает в жизни.
Свой трудный путь к счастью бывший воспитанник детского дома Андрей Шадрин описал в биографической книге. Без слёз её читать невозможно. Вот почему ему хочется уберечь подростков от тех ошибок и того горя, которые пережил он сам.
– Я не устаю повторять, что в эту зону риска довольно часто попадают воспитанники детских домов, – говорит Андрей. – В детском доме они почти полностью защищены от реальной жизни большого мира. Их никто не учит принимать решения, когда на пути возникают трудности. Благодаря такой игре мы можем дать ребятам шанс узнать, с какими опасностями они могут встретиться и какой выбор должны сделать, чтобы не стать наркоманами, преступниками. Надо уберечь их от суицида и бомжевания. Каждый человек имеет право быть счастливым, стабильным и социализированным.
Выбирая верный путь, играющий получает различные бонусы и обретает друзей. Но самое главное, он приобретает опыт и знания в области права и психологии, потому что участие в создании игры принимали профессиональные юристы и психологи. Каждая карточка испытаний сопровождается их советами.
– Замечательная игра, нужная, – считает челябинский юрист Оксана Тарабукина. – Дети должны знать и понимать последствия своих решений, действий. Я бы рекомендовала эту игру даже в лицеях и колледжах, где тоже часто возникают разного рода конфликты, и ребята должны уметь их решать. Что особенно важно – эти ситуации здесь проигрываются! Не нотации читаются ребёнку, не лекции, а всё происходит в форме игры. Любой психолог скажет, что в игровой форме всё воспринимает легче и эффективнее. Исходя из того, с какими конфликтами в среде подростков и молодых людей приходится встречаться юристам, медиаторам, могу сказать, что современные дети не готовы к решению этих конфликтов. Эта игра проблему решает, она позволяет молодым людям входить во взрослую жизнь менее травматично.
– Мы недавно отдыхали на море и играли в неё всей компанией – пятеро взрослых и шестеро детей, – говорит Наталья Жумашева. – Играли почти каждый вечер, и каждый раз всем было интересно. Эта игра даёт жизненные знания. Можно, конечно, идти в неизвестность по жизни, постепенно накапливая опыт. А можно благодаря этой игре, которую я бы назвала мини-макетом нашей жизни, со всеми ситуациями, проблемами, задачами познакомиться уже сейчас и быть к ним готовыми.
По ходу игры у ребят возникало много вопросов, на которые они получали подробные и понятные ответы. Судя по реакции, им это было интересно.
– Я думаю, что эта игра очень многое в жизни детей меняет, – говорит Наталья Жумашева. – Мои собственные дети в неё играют, и я вижу, как они всё впитывают, какие выводы делают. Это очень хороший инструмент для социализации. Дети принимают игру, им хочется играть ещё и ещё, чтобы пробовать свои силы в разных ролях, в разных ситуациях.
Состоялось уже несколько выездов Андрея Шадрина и его единомышленников в детские дома, в летние лагеря отдыха, где игра проходила на ура. Её протестировали в Национальной родительской ассоциации и дали положительный отзыв. Многие называют игру уникальной, потому что ничего подобного раньше не встречали.
– В процессе игры дети ярко проявляются, – утверждает Андрей. – Есть игроки, которые думают, прежде чем принять решение. Но и ребята, которые готовы, не раздумывая, идти за компанию куда угодно, тоже есть. С ними, конечно же, надо работать, надо разговаривать, разбирать все эти ситуации подробно. Для ребят – это игра, для взрослых – материал для работы с подростками, чтобы им помочь. С ребятами могут играть и родители, и педагоги, и психологи. А моя главная цель – подарить эту игру как можно большему числу детских домов в России.
Один комплект игры Андрей Шадрин оставил ребятам летнего лагеря, где она только что состоялась. Крики «Ура!» разнеслись по сосновому бору, и тут же был составлен график, когда какой отряд будет играть в «Я – Человек!».
Фото: Адрей Винников