74.ru продолжает серию публикаций о челябинских заводчанах, их трудовых буднях и хобби. Сегодня мы знакомим читателей с инженером Андреем Батяйкиным, про которого можно смело сказать: в жилах – бензин вместо крови. С одинаково бешеным энтузиазмом он берется за внедрение новинок на заводе и постройку автомобиля мечты в домашнем гараже. В детстве и юности Андрей сходил с ума по мотоциклам, теперь его страсть – гоночные машины, собранные своими руками.
Из бизнеса в маляры
До прихода на завод «Трубодеталь» Андрей Батяйкин был предпринимателем – поставлял строителям известковые растворы и прочие материалы. Потом предприятие, с которым он сотрудничал, обанкротилось. И Андрей, выросший в посёлке Новосинеглазово, решил поработать на заводе «Трубодеталь». В 2006 году прошел обучение и год трудился маляром в цехе по изготовлению отводов, окраске и упаковке. Через год ему предложили должность инженера по наладке и испытаниям.
– Образование у меня экономическое, но в душе я инженер, – смеется Андрей. – А теперь еще и начальник маляров.
Батяйкин проводит экскурсию по цеху, показывает разные участки, покрасочные и сушильные камеры, а также демонстрирует собственно процесс покраски. Несмотря на постоянно обновляющееся оборудование, здесь не обойтись без ручного труда.
– Если у труб разный диаметр, но форма всегда одна, то наш завод производит изделия сложных форм. Нанести на них покрытия автоматически, роботом, просто невозможно, – поясняет Андрей Батяйкин. – В покраске деталей трубопроводов – масса нюансов. Например, руку нужно держать под прямым углом, на определённом расстоянии от факела (то есть от струи пистолета. – Прим. авт.).
Покраска длится от 20 минут до трех часов – в зависимости от сложности детали. В процессе работы маляр проверяет толщину покрытия.
– Она не должна превышать нескольких миллиметров. Иначе придется счищать, а это уже адский труд, лучше лишний раз остановиться и проверить, – делится опытом наш герой. – Наши маляры уже знают, где три взмаха сделать, а где один.
Покрытие высыхает за три-четыре секунды. Однако к отправке изделия будут готовы только через несколько суток. По словам специалистов, чтобы покрытие стало действительно устойчивым, изделие должно «дозреть». Только после этого можно дать 30-летнюю гарантию на защиту от коррозии. Для ускорения процесса используются сушильные камеры, где температура увеличена.
– Покрытие должно держаться в любых условиях – на земле и под водой, в жару и стужу, – добавляет Андрей. – Поэтому используем свои ноу-хау, например, отводы и тройники для районов Крайнего Севера покрываем специальной пеной. Такое термоустойчивое покрытие позволяет сохранить плюсовую температуру нефте- и газопродуктов в трубе. Иначе если нефть сильно охладится, то может превратиться в пластилин.
С пяти лет за рулем
Страсть Андрея к автомобилям и способность в них разбираться передалась от отца. Он работал водителем мощных грузовиков. С пятилетнего возраста сажал сына на колени и разрешал покрутить баранку.
– В восьмом классе я даже отработал смену за него – возил на КАМАЗе песок, – вспоминает Батяйкин. – Недалеко, конечно, – несколько десятков метров, от экскаватора до места выгрузки. Но все делал сам.
А родительская «Ява» на какое-то время вообще стала любимой игрушкой и смыслом подростка. В советские времена мотоцикл чехословацкого производства считался статусной машиной. Неугомонный Батяйкин постоянно разбирал-собирал трехколесного красавца. До ухода в армию у него в руках побывало шесть мотоциклов.
– Однажды в гараже одновременно стояли сразу три. Отец подарил мне старенький мотоцикл с коляской, другой я сам собирал из деталек, плюс родственники дяди отдали 30-летнюю «Яву». Она простояла 15 лет в сыром гараже: полусгнившие покрышки, бензобак затянут паутиной, – вспоминает Андрей. – Отец посмотрел на эту «Яву» с сомнением: да ты ее никогда не запустишь.
Через два часа Батяйкин-младший приехал на этом мотоцикле в сад поливать урожай. Двигался, правда, практически на ободах, колеса пережевывали покрышки. Но парень был безмерно горд, что сумел вдохнуть жизнь в видавший виды советский байк.
С годами Андрей пересел на машины посерьезнее. Продал все «Явы» и купил подержанную «Ямаху» в трех мешках. Собрал ее и гонял на соревнованиях, что проводились на ЧМЗ. Мечта о мотоцикле максимальной мощности и объема тогда казалась несбыточной. И когда он стал хозяином инжекторной «Хонды» с 450-м движком, радости и гордости не было предела.
– Он был очень крут. Настолько прыткий, что каждую секунду норовил встать на заднее колесо. Эта машина была выше меня, она, как королева, смотрела на владельца свысока. Разгон просто сумасшедший – 2,5 с до 100 км/ч, 6 с – до 200 и 10 с – до 300 (!), – с ностальгией вспоминает Андрей. – Признаюсь, разгонялся по «Меридиану» до 299 км/ч. Ужас в том, что едешь и понимаешь, что комфортная скорость для тебя – 160 км/ч, а не разрешенные 60.
В то время Батяйкин был постоянным клиентом травмпункта: сломанные пальцы, раздробленная ключица, вывихнутое плечо. Когда делал флюорографию, врачи удивлялись: пластины, застежки, саморезы – что за кибернетический организм?
Позже Андрей продал этот мотоцикл, потому что понял: он его когда-нибудь убьет.
Любовь к BMW
Как и многие парни, Андрей давно и бесповоротно влюбился в BMW: дерзкий разгон, задний привод, комфорт и престиж.
– Мне еще в детстве говорили: у тебя, похоже, в жилах не кровь, а бензин, – улыбается Андрей. – Всегда хотелось какого-то драйва. Кружил голову запах бензина, выхлопа, нравилась вся эта дорожная атмосфера.
А насмотревшись фильмов «Форсаж», загорелся идеей собрать легкий, но в то же время мощный автомобиль. Выбор пал на легендарный BMW с кузовом Е-30, в 80-х годах ХХ века такие машины побеждали во всех соревнованиях.
– Купить такой автомобиль я не мог, потому что цена начиналась с полутора миллионов рублей, – рассказывает Андрей. – Решил собрать из деталей, купленных по объявлениям. Нашел за смешные деньги кузов от BMW 318i в достойном состоянии, даже двигатель заводился, но не развивал обороты. Притащил машину на веревке за 180 км, поставил на учет в ГИБДД, и она благополучно поселилась в гараже.
Потом он освобождал салон и моторный отсек «от всего ненужного», добавлял запчасти с разборок из разных городов – рулевая рейка от «Форд-Эскорт», двигатель с Литвы и так далее.
Первый вариант обошелся в 160 тыс руб., на постройку ушло два года.
– И она поехала, причем очень хорошо, – по-детски удивляется Батяйкин.
За последние шесть лет через его руки прошло шесть машин. Каждую он собирал лично. Научился сваривать каркас безопасности (правда, попутно сжег сварочный аппарат), красить в 14 слоев и даже облегчать вес машины. Первый каркас безопасности делал сам из водопроводных труб, другой заказывал у специалистов.
– Все, кроме крыши и днища, заменил на пластиковые детали. Все, что можно отпилить – отпиливал, даже с днища вырезал куски металла. Наклепки садил алюминиевые, – показывает Андрей. – Все стекла, кроме лобового, заменил на поликарбонат, не поддерживающий горения.
Когда покрасили и взвесили авто, друзья ахнули: всего 800 кг, то есть на 700 кг меньше заводского.
– Это выдающиеся характеристики по весу, притом что здесь стоит четырехлитровый двигатель от БМВ 7-й серии, мощность 303 л. с., – Андрей буквально светится от гордости. И, наконец, приводит убойный аргумент. – Это же возможности спорткара – «Ламборджини» и «Феррари» разгоняются с такой же скоростью, как эта машина!
Со смехом Батяйкин вспоминает эпизод, когда ему нужно было загнать в гараж другой автомобиль, а дрифткар мешал. И он ее просто поднял и перенес.
Сначала у Андрея была цель: бюджетно построить мощный автомобиль. Потом захотелось облагородить свое детище, сделать его удобным и красивым. В итоге 160 тыс. руб. плавно перетекли в 300 тыс., а потом и того больше, признается наш герой. Конечные цифры затрат не называет – то ли сам со счету сбился, то ли чувствует, что жена удивится…
Дрифт, драг и драйв!
Сейчас у работника «Трубодетали» – три машины марки BMW, все с кузовом купе. Каждая заточена под свой класс соревнований: одна – под дрифт, другая – под «кольцо», третья – под «драг» (от англ. drag racing, гонки на ускорение на прямой трассе – кто быстрее проедет дистанцию в 402 м). Соревнования по дрифту и драгу проходят в Челябинске, трасса для кольцевых гонок открылась недавно под Магнитогорском.
В каждой машине, собранной Андреем, – множество инженерных мыслей, разработок, которые нигде не встречаются. Например, капот снимается просто сверху. Особенно он гордится полуторакилограммовой дверью в дрифткаре (обычная весит 80 кг) – ее можно снять двумя мизинцами. Как же получаются такие легкие детали: капот – 19 кг, дверь – полтора?
– Капот, крылья, пороги, багажник отливаем с помощью матрицы из оригинальных запчастей, – раскрывает секрет Андрей. – Снимаем копию деталей, делаем матрицу, в нее вкладываем полиоксидную смолу и специальное стекловолокно. И на выходе получаем любую форму, которую захотим – с ответвлениями для воздуха и так далее.
Рассказывать о своем увлечении Батяйкин может часами. Он и машину строил так же увлеченно: каждый день после работы шел в гараж. И так три с половиной года, в выходные вообще пропадал сутками. Друзья помогали, сейчас племянник пристрастился.
Жена раньше ругалась, потом поняла, что Андрея не исправить – он просто жить без этого не может.
– Единственное условие поставила: в гараж ездить только по выходным, – улыбается Батяйкин. – Говорит: в остальное время ты – мой.
Будучи семейным человеком, Андрей стал больше внимания уделять безопасности. С возрастом пришло понимание, что бесшабашно летать нельзя, отмечает он. Для гонок у него есть даже специальный костюм, который способен в течение минуты выдержать температуру 2000 градусов – то есть попросту открытый огонь.
В то же время задора и чертовщинки у Батяйкина хватает и сейчас.
– Подъезжаем к светофору: скучно, грустно, все серые и мрачные, чуть ли не дождь идет. Надо народ развеселить: нажимаем тормоз-газ. Клубы дыма из-под колес, рев мотора, и все кругом смотрят только на нас! – смеется Андрей. – На «Феррари» и «Ламборджини» так не смотрят, поверьте!
P.S. Если вы знаете интересных людей, работающих на челябинских заводах, и считаете, что о них стоит рассказать на 74.ru, пишите на почту редакции.