Чуть больше месяца назад мы писали о проблемном участке улицы Братьев Кашириных перед пересечением с Каслинской: сужение проезжей части и стёртая разметка провоцировали здесь конфликтные ситуации. И вот разметку нанесли. Стало ли лучше?
Вот как выглядит схема движения этого участка сейчас: правая полоса является дополнительной и отделена жирной прерывистой линией 1.8. Полоса внезапно обрывается перед рукавом для поворота направо на Каслинскую.
И получается, что две полосы – дополнительная и соседняя с ней – сужаются в одну непосредственно перед перекрестком. Коль скоро две машины по ширине в эту полосу входят едва, каждое утро здесь наблюдается толкучка и выяснение отношений.
Кстати, раньше схема движения была совсем другой: на этом снимке 2012 года видно, что разгонная полоса имеет четкое окончание, соответственно, уступать должны все, кто двигался по ней от виадука на пересечении со Свердловским проспектом.
Сейчас сужение правой полосы убрали и продлили дальше, но ее внезапная «кончина» вызывает вопросы – кто должен уступать дальше, в узком месте?
Не исключено, что правую полосу адресовали исключительно тем, кто поворачивает направо, но об этом должны свидетельствовать знаки движения по полосам и конфигурация разметки. Кроме того, как пояснил нам автоюрист Лев Воропаев, полосы разгона и торможения, отмеченные разметкой 1.8, не предназначены для поворотов, поэтому дополнительная полоса в любом случае должна иметь четкое окончание до перекрестка.
Пока же ничто не мешает использовать ее для движения прямо к перекрестку.
И вот здесь начинается самое интересное. Две машины движутся бок о бок в пределах одной полосы, приближаясь к узкому месту. Каждый водитель уверен, что у него приоритет.
Напомним, что если траектории машин пересекаются, а иные пункты ПДД ситуацию не регламентируют, действует старое доброе правило правой руки: уступает тот, у кого помеха справа (п. 8.9 ПДД). Но тем, кто изначально двигался по ул. Бр. Кашириных левее дополнительной полосы, подобное требование не кажется интуитивным: они ведь де-факто не совершают перестроения, едут себе прямо и никого не трогают. Им «понаехавшие» справа водители кажутся нарушителями, которые почему-то не стали поворачивать направо, как большинство, а пытаются вклиниться в поток вне очереди. Но де-факто последние ничего не нарушают, более того, имеют приоритет.
Некоторые считают, что у «правых» в этом месте сужение проезжей части, из-за чего они обязаны уступать, но при нынешней схеме движения для тех, кто ехал в дополнительной полосе, сужение не видно и разметкой не выделено.
В ГИБДД города нам также подтвердили, что в данном случае уступать должен тот, у кого возникает помеха справа.
Тем не менее не спешите здесь пользоваться приоритетом – ситуация слишком неоднозначная.
– Налицо недоработка дорожников, – считает Лев Воропаев. – Дополнительная полоса должна где-то оканчиваться, и в месте ее окончания приоритет у тех, кто едет по основным полосам. Но здесь в месте окончания полосы конфликта нет, а далее, где начинается сужение, обе машины уже движутся в пределах одной полосы. Кто именно должен уступать – вопрос спорный, на самом деле. С одной стороны, есть п. 8.9 ПДД: уступает тот, у кого помеха справа. Но могут также вменить одному из водителей несоблюдение бокового интервала. Могу с уверенностью сказать, что в случае ДТП дело будет рассматривать в гражданском суде, и с вероятностью 90% сделают обоюдку за несоблюдение п. 8.1 и 10.1 ПДД: не убедились в безопасности и не выбрали скорость, обеспечивающую соблюдение ПДД. Поэтому водителям остается здесь лишь договариваться об очередности проезда, хотя, конечно, это ненормальная ситуация.
Как можно исправить схему движения? Например, оформить часть разгонной полосы как уширение дороги, предназначенное исключительно для поворота направо в рукав. Причем обозначить схему движения желательно не только разметкой, которую не будет видно под снегом, но и знаками движения по полосам.
В управление ГИБДД города Челябинска нам сообщили, что составляют предписание на устранение проблемы на данном участке.
Фото: Артем Краснов