К канун Дня российского кино, который отмечается сегодня, 27 августа, 74.ru позвонил артистам и режиссёрам, которые родились в Челябинске. У них всё хорошо, потому что есть новые роли, идут съёмки и полно идей. Самые свежие события в отечественном кинематографе – в нашем материале.
Ни на кого не похожая Инга Оболдина
Звездой 2017 года, конечно же, стала актриса театра и кино Инга Оболдина (родилась в Кыштыме). Она получила награду за лучшую женскую роль (фильм Кирилла Плетнёва «Жги!») на нынешнем фестивале «Кинотавр». Режиссёр фильма, поздравляя актрису, отметил, что сегодня в российском кинематографе другой такой актрисы, как Инга Оболдина, он не видит. И что награда – яркое тому подтверждение.
– После «Кинотавра» мы представили этот фильм на фестивале в Калининграде, – рассказала заслуженная артистка России Инга Оболдина сайту 74.ru. – Это было что-то удивительное – после премьеры «Жги!» зал встал и аплодировал пять минут. В итоге актёры, занятые в этом фильме, вышли на поклон, как после премьеры в театре. Такое в моей жизни было впервые.
Этот же фильм актриса представит в начале сентября в Екатеринбурге. Премьера в Челябинске, скорее всего, состоится в январе будущего года. Инга Оболдина обещала приехать.
– А сейчас я репетирую во МХАТе, занята в авторском проекте молодого талантливого режиссёра Саши Молочникова, играю Крупскую, – продолжает актриса. – Спектакль «Светлый путь. 1917» – его авторский взгляд на революцию. Это будет мистерия буфф в духе Маяковского, но с использованием современных технологий. Мне очень нравится такой жанровый подход, идут активные длительные репетиции, но они приносят огромное удовольствие. Премьера состоится 2 ноября.
Инга Оболдина окончила Челябинский государственный институт культуры, училась на одном курсе с режиссёром и профессором ЧГИК Еленой Калужских. Мы попросили Елену рассказать, какой была её подруга в юности, угадывался ли в ней уже тогда особенный талант?
– Инга всегда отличалась своей природой – яркая, ни на кого не похожая, поэтому я брала её на главные роли в свои работы, – рассказала Елена Калужских. – Мне было странно, что её не заметили челябинские театры. В итоге Инга уехала в Москву. Наверное, это была судьба. Она окончила мастерскую Петра Фоменко, и сегодня её называют актрисой фоменковской школы. Но сама Инга всегда подчёркивает, что не будь челябинской школы, а мы учились у Виктора Александровича Деля, не было бы и учёбы в мастерской Петра Фоменко, потому что это было уже обрамление того, что она получила здесь, на курсе Деля.
– Но надо сказать, что Виктор Александрович Дель никогда не ставил меня на первое место, – уточнила Инга Оболдина. – Свою первую главную роль я сыграла в спектакле Елены Калужских «Эй, кто-нибудь!» Сарояна. И Лена навсегда останется для меня первым моим режиссёром.
Одним из первых больших фильмов в творческой судьбе Инги Оболдиной стал фильм «Небо. Самолёт. Девушка» ещё одной нашей знаменитой землячки – кинорежиссёра Веры Сторожевой (родилась в Троицке). Инга сыграла в нём Мышку. Затем был сериал «Дети Арбата», фильмы «Доктор Живаго» и «Мне не больно», а также спектакли. За свои роли актриса не раз получала фестивальные награды.
Вера Сторожева: «Первый фильм как первая любовь»
Вера Сторожева – кинорежиссёр, продюсер и сценарист, лауреат премии «Золотой святой Георгий» – неоднократно была участницей челябинских кинофестивалей. И всегда признаётся в любви челябинскому зрителю. В конце нашего разговора она ещё раз попросила передать землякам, что очень любит бывать на родине, потому что здесь прекрасные зрители.
– Через десять дней приступаю к съёмкам большого проекта для Первого канала, – рассказала о планах корреспонденту 74.ru Вера Сторожева. – Согласно договору не имею права говорить о названии, но могу сказать, что будет 16 серий, что это ретроистория (события середины 1950-х годов). Мне давно хотелось сделать ретропроект, я ещё не работала в этом жанре.
О своем первом фильме «Небо. Самолёт. Девушка» Вера Сторожева говорит как о первой любви.
– Первый – он и есть первый, как первая любовь, – рассказала режиссёр. – Это самая запоминающаяся история в жизни, первое волнение, первые сомнения, удачи-неудачи. И для меня это знаковая работа. Тем более, что она имела и кассовый успех, и до сих пор этот фильм знают и помнят. Мы с Ренатой Литвиновой были давно знакомы, и нам хотелось что-то сделать вместе. Так возникла идея поставить фильм по пьесе Эдварда Радзинского. Он нас благословил. Но мы не считали это ремейком фильма «Ещё раз про любовь». Рената написала совершенно современную историю – и герои другие, и монологи... Однако этот фильм все стали позиционировать как ремейк. И это был, наверное, один из первых ремейков в уже современном российском кинематографе.
Напомним, Вера Сторожева сняла такие известные фильмы, как «Путешествие с домашними животными», за который получила массу призов; «9 дней и одно утро» (Гран-при фестиваля «Московская премьера») и другие.
Всё успевающий Ян Цапник
С Яном Цапником челябинские зрители встречаются довольно часто – он много снимается в телевизионных сериалах. И не узнать его невозможно. Ян невероятно похож на своего отца – народного артиста России Юрия Цапника, которого челябинские театралы очень любили.
Ян Цапник окончил ЛГИТМиК, его актёрская карьера началась в Большом драматическом театре имени Товстоногова. Но сегодня он активно снимается в полнометражных фильмах и сериалах. Только в прошлом году Ян Цапник снялся в сериалах «Вышибала», «Пушкин», «Вечный отпуск», в комедиях «Всё о мужчинах» и «Одноклассницы», в боевике «Спарта», был занят на съемках пятой части «Ёлок», сериала «Стерва», фэнтезийной картины «Дед Мороз. Битва магов» и драмы «Лёд»...
– Как успеваю? – смеётся Ян Цапник в трубку телефона. – Да просто по-другому никак! Это как в жизни – одновременно можно есть, думать и что-то планировать. Только что мы представили москвичам проект «Гоголь. Начало». 31 августа фильм выйдет во всех кинотеатрах России. Кстати, на премьере в Москве ко мне подходили челябинцы, чему я был очень рад. 14 сентября выходит на экраны комедия Александра Андрющенко «Напарник», где я играю, а ближе к зиме – мелодрама Олега Трофима «Лёд».
На вопрос, приедет ли что-то представить в Челябинк, Ян Цапник, не задумываясь, ответил отрицательно.
– Не потому, что не хочу, очень хочу! – сказал он. – Но не могу. Сейчас снимаюсь в пяти проектах одновременно: «Команда Б» (фантастический сериал про космонавтов), «Команда моей мечты» (художественный фильм), ещё один полнометражный фильм – «Смена» (про пионерский лагерь 1978 года). И у Павла Лунгина в большом проекте, в конце сентября надо быть уже на съёмках в Дагестане. Был недавно в Казани, завтра буду в Ялте и через два дня – снова в Москве... Но я, пользуясь случаем, передаю большой привет всем челябинцам!
Сергей Мирошниченко о проекте всей своей жизни
Документалист Сергей Мирошниченко (родился в Челябинске) известен миру прежде всего проектом «Рождённые в СССР», который запустили в 1989 году телекомпанией «Останкино» совместно с британской телекомпанией Granada Television. Проект был задуман классиком английской документалистики Майклом Аптедом, сутью которого являлось наблюдение за развитием детей через равные промежутки времени. СССР в проекте представлял Сергей Мирошниченко. В первом фильме было 20 семилетних детей из разных регионов страны, а затем через каждые семь лет режиссёр снимал новую серию, рассказывая о том, как меняется жизнь героев.
В интервью 74.ru он так сказал о проекте:
– Понимать ценность этого проекта я стал, когда начал снимать уже четырнадцатилетних, то есть спустя семь лет. И это был фильм о том, легко ли быть молодым в переломный исторический момент? Мы снимали второй фильм в 90-х. Я стал понимать, что это летопись. Теперь-то я, конечно, понимаю ценность этого проекта и то, как важно его сохранить, передать в надёжные руки, потому что снимать этих героев нужно до их семидесятилетия.
– В ближайшее время будет запуск проекта «Рожденные в СССР: 35 лет», – рассказал нашему корреспонденту Сергей Мирошниченко. – Готовимся начаться сбор средств, ведь мои дети-герои живут в разных странах мира, а это достаточно большие затраты, чтобы их всех разыскать, увидеть и поговорить.
По словам режиссера, в настоящее время он завершает работу над документальным фильмом «Дно» (об истории событий революции 1917 года). Уже идет работа над звуком.
– Для меня это экспериментальный фильм, потому что в нем есть актеры и постановочные сцены, – рассказал Сергей Мирошниченко. – Такого формата я пока не видел, поэтому он новый не только для меня. Как он получился, будут судить зрители. Картина, надеюсь, будет актуальна не только в год столетия революции, но и в последующие годы. Кроме того, у меня на студии «Остров» производятся сейчас четыре фильма. Один из них – совместный с американской телевизионной компанией FOX. Режиссером является моя выпускница София Гевейлер – лауреат премии президента РФ для молодых деятелей культуры. Фильм рассказывает о судьбах молодых футболистов – потенциальных кандидатов в сборную России. Съемки картины проходят в течение двух лет в формате длительного документального наблюдения. Картина выйдет в телеэфир в июне 2018 года в преддверии чемпионата мира по футболу.
Ещё одна ученица Сергея Мирошниченко – Мария Мельник – в настоящее время завершает работу над картиной об известном бурятском скульпторе Даши Намдакове и его скульптуре «Хранитель Байкала», а также об экологических проблемах озера. Сам Сергей Мирошниченко планирует в ближайшем будущем снять игровую картину.
– Тему пока раскрывать не буду, но это будет философское произведение, – говорит он. – И впереди меня ждут мои 15 дипломников – выпускников ВГИКа.
Сергей Герасимов – режиссёр и музей
Родоначальником челябинской кинодиаспоры можно назвать знаменитого режиссера, народного артиста СССР Сергея Герасимова. Он родился на Южном Урале в 1906 году и был крещён в селе Кундравы Челябинской области. Снял несколько десятков художественных фильмов, в числе которых «Тихий Дон», «Маскарад», «Журналист» (снимался в Миассе), «Любить человека» и другие. В Кундравах создан первый в России музей Сергея Герасимова, где хранятся многие личные вещи кинорежиссера, переданные его вдовой, актрисой Тамарой Макаровой. Но сегодня судьба этого музея беспокоит многих кинематографистов. Об этом рассказал наш земляк, киновед Вячеслав Шмыров.
– Когда музей создавался, с чиновниками была договоренность – как только будет построен краеведческий музей, туда будет перенесена основная экспозиция, и что-то останется в Кундравах, – говорит Вячеслав Шмыров. – От этого была бы двойная польза. С одной стороны, в Челябинске нет ни одного мемориального музея, и потому город не ассоциируется ни с одним именем. А это очень плохо, потому что каждый город должен иметь свою культурную мифологию. С другой стороны, выиграет и музей Герасимова в Кундравах, потому что о нём мало кто знает. В последнее время с просьбой решить судьбу музея в министерство культуры Челябинской области обращалась и Людмила Макарова – наследница Герасимова и Тамары Макаровой. Она подключала к этой проблеме Никиту Михалкова, он писал в Челябинск письма. Но позитивного ответа никто не получил. Я бы предложил создать в городе музей театра и кино имени Сергея Герасимова. Это позволило бы решить все проблемы.
Сам Вячеслав Шмыров хорошо известен челябинским киноманам, потому что благодаря ему в Челябинске с успехом проходили кинофестивали «Новое кино России» и «Полный артхаус». Сегодня он занят другими проектами.
– С 1 сентября иду преподавать историю кино в Российскую академию театрального искусства (бывший ГИТИС), – рассказал Вячеслав Шмыров нашему сайту. – Только что в новом пространстве «Театра наций» открылась наша вторая выставка, связанная с именем и наследием Андрея Тарковского (Вячеслав Шмыров занимается созданием московского музея культового режиссёра. – Прим. авт.). Выставка основана на сопоставлении творческих идей режиссера Андрея Тарковского и художника Дмитрия Плавинского и сделана по всем правилам современных медиа. Успех был большой, и нас с этой выставкой пригласили во Флоренцию и в Берлин. А весной продолжение получит мой «южный» проект – в Батуми в третий раз состоится встреча международной киношколы.
Фото: Олег Каргаполов