2 и 3 сентября челябинские газеты публикуют постановления только что созданного в городе Комитета спасения революции. Председателем совета новой организации становится Самуил Цвиллинг. Уездный комиссар, начальник военного гарнизона и прочие административные лица обязаны ему подчиниться.
«Изменнические действия генерала Корнилова»
«К политической забастовке. Местная организация социалистов-революционеров высказалась против политической забастовки, назначенной Советом рабочих и солдатских депутатов. Причиной перерешения вопроса о забастовке является изменившееся положение дел в стране в связи с изменническими действиями против революции генерала Корнилова».
«Приказ по Челябинской уездной милиции. Бывший верховный главнокомандующий Корнилов осмелился посягнуть на священнейшие завоевания революции и, поддержанный контрреволюционной частью высшего командного состава армии и несознательной частью войск, поднял открытый мятеж против Временного правительства.
Приказываю всем чинам подведомственной мне милиции оставаться на своих постах. Всякие попытки поддержки преступного мятежа... должны пресекаться в самом корне, а лица, замеченные в контрреволюционной агитации, должны немедленно заключаться под стражу.
… С содержанием означенного приказа срочно ознакомить всех старших и младших милиционеров. Начальник уездной милиции Шинкарев».
«Комитет спасения революции. По получении в Челябинске сообщения о предпринятом генералом Корниловым мятеже против революции и Временного правительства для борьбы у нас с контрреволюцией образовался Комитет спасения революции. В его состав вошли члены исполнительного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов (в полном составе) и представители от демократических и общественных организаций, в том числе и уездный комиссар».
«СК предлагает гражданам сохранять полное спокойствие»
«Обязательное постановление. Комитет спасения революции объявил к сведению граждан следующее:
Комитет принял на себя всю полноту власти в Челябинске и уезде. С этой целью избран из своей среды Совет комитета, которому предоставлены неограниченные полномочия к охране города и борьбе с контрреволюцией.
Распоряжение всеми военными силами переходит в руки Совета Комитета спасения революции.
Начальник гарнизона, уездный комиссар, начальники городской и уездной милиции и все другие административные лица в своей деятельности всецело подчиняются Совету Комитета спасения революции.
Уездный комиссар и начальники милиции не могут издавать никаких общих приказов и объявлений без ведома совета.
Воспрещаются всякие уличные демонстрации, митинги и прочие выступления без разрешения СКСР.
Совет Комитета предлагает всем гражданам сохранять полное спокойствие и быть уверенными, что советом принимаются все меры к охране спокойствия и порядка. Всякие попытки контрреволюции будут подавляться всеми средствами вплоть до применения вооружённой силы.
Председатель СКСР – член областного комитета Советов рабочих и солдатских депутатов Урала С. Цвиллинг».
«Наблюдаются случаи голодной смерти»
«Истощение хлебных запасов. Продовольственная управа получила телеграфное распоряжение: принять все меры к усиленному подвозу хлеба на железнодорожные станции для погрузки его в места, где запасы хлеба исчерпаны.
Особенно подчёркивается недостаток хлеба в Туркестане, где наблюдаются случаи голодной смерти».
Все хотят учиться
«Дела школьные. По сведениям отдела народного образования городской управы на 24 августа, было подано прошений о поступлении в первый класс реального училища – 130, в первый класс женских гимназий – 155... (всего 530 прошений).
Свободных вакансий по приблизительному подсчету имеется около 310. Без сомнения потребуется открытие новых параллелей при реальном училище и женских гимназиях.
Городской управой в июле возбуждено ходатайство в учебном округе об ассигновании средств на открытие третьего начального училища в Заречной части города и о расширении второго новыми параллелями...
Как разрешится в Челябинске школьный вопрос, покажет ближайшее будущее».
Редакция 74.ru благодарит за помощь в подготовке материала Объединенный государственный архив Челябинской области.
Фото: ОГАЧО