RU74
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Челябинске
Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -3

1 м/c,

зап.

747мм 59%
Подробнее
8 Пробки
USD 102,34
EUR 106,54
перейти к публикации
117 комментариев к публикации

Семь чудес Челябинска: почему сад Пушкина называли «огородом» и куда пропали деревья с Цвиллинга

4 сентября 2017, 08:00
Гость
4 сентября 2017, 08:20
Очень интересно, спасибо!
Гость
4 сентября 2017, 09:16
"Привокзальную площадь превратили в парковку" - ладно бы в парковку, площадь отдали под стоянку, кому то на кормление . Ни подьехать ни отьехать, припарковаться негде, зато стоянка пустует, кто то бабло косит.
Гость
4 сентября 2017, 08:56
Очень интересно было читать. выросла в Советском район. в конце 80-х - 90-е С памятника стрелочнику катались как с горки. Жила напротив. В тридцатку в кино ходили, а парк Пушкина для меня до сих пор "огород") после школы на каток туда бегали) до закрытия катались. Нас там такая толпа была и все друг друга знали, вместе играли
Гость
4 сентября 2017, 09:50
спасибо! очень интересно. В 90-х был курсантом танкового училища, часто ездили на электричке.... вокзал вспомнил, на самом деле, раньше было удобнее в части общ. транспорта. И вообще....кто тогда знал, что такое капитализм, думали будет лучшее ?
Гость
4 сентября 2017, 08:40
Отличнейшая статья. Я в восторге!!))
Гость
4 сентября 2017, 11:11
Городской сад называли "огородом" не из-за запущенности, а из за игры слов горсад (сокращенно) - огород (слэнг). А в доме 80 по Свободе жили не только начальники железной дороги, там было и достаточное количество коммуналок. Сам там жил.))) А в общем, раньше город был красивее, несмотря на современные технологии... Увы...
Гость
4 сентября 2017, 11:50
Современные технологии??? Раньше улицы летом каждый день водой поливали!!! А вы говорите, технологии)))) Нет их, технологий. Кучи разваливающихся ПАЗов - вот ваши технологии...
Гость
4 сентября 2017, 12:11
Точно. "Огород" - это слэнг. Сад = Огород. Так парк называли все из себя, типа, "крутые перцы" 80-90-х)).
Гость
4 сентября 2017, 12:50
Гость
4 сентября 2017, 11:50
Современные технологии??? Раньше улицы летом каждый день водой поливали!!! А вы говорите, технологии)))) Нет их, технологий. Кучи разваливающихся ПАЗов - вот ваши технологии...
их теперь ночью поливают
Гость
4 сентября 2017, 14:56
Господа хорошие, по-моему, нужны уточнения. Я родился в 1945-м и первую треть жизни провел в местах, описанных вами. Сначала жили на ул. Окружной, 71 (ныне ул. Курчатова), и это был Кировский (!) район. Позже район назвали Железнодорожным, затем стал Советским. Центральный был Сталинским. Кроме 2-этажной больницы ЮУЖД на ул. Цвиллинга, у железнодорожников были бараки с медподразделениями на территории Переселенки. В частности, желдорроддом, где я появился на свет. 2-я дорожная была значительно позже построена на ул. Доватора, а не Блюхера, на болоте поселка Дорстойтреста. В 1960-м переехали на ул. Цвиллинга, 47-б. Не было ни музучилища, ни института "культуры и отдыха", на задах нашего дома была ул. Чапаева с крепкими рубленными домами и цветущими садами. Это был райский уголок! Про "огород" особая песня - там прошла юность. Там был летний кинотеатр - филиал 30-ки, две танцплощадки, читальня с террасой для шахматистов, футбольное поле, площадки для волейболистов и городошников...
Гость
5 сентября 2017, 00:33
Спасибо
Гость
6 сентября 2017, 10:57
Замечаю, что люди старшего поколения более грамотно изъясняются, очень приятно читать комментарий без единой ошибки...видимо и образование в советских школах было гораздо лучше, чем в современных.
Гость
6 сентября 2017, 19:51
Гость
6 сентября 2017, 10:57
Замечаю, что люди старшего поколения более грамотно изъясняются, очень приятно читать комментарий без единой ошибки...видимо и образование в советских школах было гораздо лучше, чем в современных.
Спасибо! Вы правы. И учителя у нас были хорошие...
Гость
4 сентября 2017, 10:51
Интересно, почему в статье обошли историю главной достопримечательности привокзальной площади? Вот бы интересно было почитать. Я например слышал такую историю. Не очень правдоподобная и анекдотичная, но мне очень нравится. Говорят, что в советские годы задумали сделать памятник Карлу Марксу. Но у скульптора что-то пошло не так. Не вышел он физиономией. Тогда сделали памятник с кувалдой и написали "Сказ об Урале".
Гость
4 сентября 2017, 09:24
Грузовую сортировку от жд вокзала пора переносить за город.Постоянный источник всякой химической гадости и прочих взрывоопастностей....
Гость
4 сентября 2017, 09:09
Памятник на первой фотографии называли "Памятник Вечному Стрелочнику":)
Гость
4 сентября 2017, 08:32
Такой уютный город был ....
Гость
4 сентября 2017, 08:58
Спасибо автору !
Гость
4 сентября 2017, 11:06
"От вокзала до площади Революции, насколько я помню, Цвиллинга была с односторонним движением, машины могли двигаться только в сторону площади, – вспоминает Надежда." - только, конечно, не от вокзала, а от Тимирязева до пр.Ленина.
Гость
4 сентября 2017, 11:57
именно. и пошли на вынужденные меры, чтобы разгрузить ул. Свободы, но мало кто этого понимает... я ничего не имею против, да зелени мало, но и не покупайте по 2-3 машины в семью
Гость
4 сентября 2017, 12:49
не от Тимирязева, а от Орджоникидзе.
Гость
4 сентября 2017, 14:17
Гость
4 сентября 2017, 12:49
не от Тимирязева, а от Орджоникидзе.
Вы что-то путаете. От вокзала до Плеханова трамвайные линии были посередине проезжей части - т.е. уж до входа-то в Горсад Цвиллинга точно была с двухсторонним движением. А от Плеханова до Тимирязева - трамваи сбоку, но машины - в обе стороны.
Гость
4 сентября 2017, 10:56
"Не меньшей известностью пользовался и дом на Свободы, 88, почти весь первый этаж которого занимал большой гастроном." - известен и популярен этот дом был, конечно, не из-за гастронома, коих сотни по городу, а потому, что в нём был эксклюзивный магазин для самодельщиков "Юный техник" (вывеска которого, кстати, хорошо видна на фото).
Гость
4 сентября 2017, 10:12
Да город был в 100 раз лучше чем сейчас. Привокзальную площадь действительно превратили в большую парковку. Раньше выходишь с поезда и сразу попадаешь на нужный маршрут, троллейбусы и трамваи разворачивались прямо на площади. А вот синегорье мне кажется совсем не вписывается в это место. Так же как Челябинск сити, построенное на месте кинотеатра Октябрь тоже стоит не на месте. А вот на счет зелени все таки скажу: ее действительно было много. Вся ул. Цвиллинга утопала в зелени. Сколько было красивых деревьев на пр. Ленина. Все уничтожили в ходе дурацкой дорожной революции. А статья действительно отличная.
Гость
4 сентября 2017, 12:47
А помойку никто не помнит на этой конечной? Будки зеленые для водителей, в которых бомжи туалет устроили? Пригородный вокзал из профнастила и кучу ларьков рядом с ним? Сейчас намного лучше стало. Но парковка конечно мешает.
Гость
4 сентября 2017, 20:58
Здание управления ЮУЖД на площади последний раз ремонтировали несколько лет назад. "Реставрация" была достаточно странной. Низ здания был сложен из массивных гранитных блоков, выше- штукаттурка с "рустами". Добротная отделка советского времени, которую нужно было просто привемти в порядок. Но для ЮУЖД, видимо, было недостаточно "богато". Штукатурку срубили "с мясом", с частью кирпичей, с гранитных блоков работяга с болгаркой и перфоратором долго и мучительно срубал выступающие части. После этого сделали навесной фасад из полированных гранитных плиток. На мой взгляд- изуродовали здание. Заменили добротную отделку на на навесной фасад, которым обычно украшают всякие сараи.
Гость
4 сентября 2017, 10:47
Нужно снести оставшиеся старые бараки особенно в центре города. А в целом Челябинск наполовину из бараков состоит, плановый чтз, амз, пр. Победы и т.д. Челябинск это посёлок городского типа из бараков, шаурмы и автомоек.
Гость
4 сентября 2017, 11:05
панели 97 серии, конечно, гораздо лучше и не являются признаком отсталого поселения
Гость
4 сентября 2017, 12:21
Гость
4 сентября 2017, 11:05
панели 97 серии, конечно, гораздо лучше и не являются признаком отсталого поселения
Это признак слабой экономики
4 сентября 2017, 12:58
Сняла на видео недавно болото Миасс, которое раньше было рекой. Разместила во всех соцсетях. Думала резонанс будет выше. 74.ру тоже написала в соцсеть, чтобы разместили моё видео этого безобразия в центре города, тишина....
Гость
4 сентября 2017, 22:52
Прочитала тут про джаз.Я хожу в сад им.Пушкина второй год,с мая прошлого года там концерты и танцы одновременно играет очень хороший оркестр.Узнала тогда,что этот оркестр приглашает городское управление культуры на лето,музыканты базируются в институте искусств,а руководит им Станислав Васильевич Бережнов. Большое спасибо им всем,они окунают нас в нашу молодость и продляют своим творчеством жизнь пожилым людям,которых каждый раз ходит по сто с лишним человек.И молодых много-сидят,слушают,хлопают..Ну чем плохо-то? Такую радость людям доставляют...
Гость
4 сентября 2017, 15:01
...Биллиардная с верандой для духового оркестра и раздевалка зимнего катка. И еще буфет... Уточнять можно без конца и по другим местам. Увы! Но в целом публикация полезная.
Гость
5 сентября 2017, 00:37
А крытые переходы (стеклянные) на вокзале разве в 60-х появились? Мне кажется, что гоооооораздо позже.
Гость
5 сентября 2017, 09:32
Гость
5 сентября 2017, 00:37
А крытые переходы (стеклянные) на вокзале разве в 60-х появились? Мне кажется, что гоооооораздо позже.
А причем здесь переходы? Я о них ни слова...
Гость
6 сентября 2017, 13:42
Гость
5 сентября 2017, 09:32
А причем здесь переходы? Я о них ни слова...
Вопрос как к бывалому... :)
Гость
4 сентября 2017, 08:45
Еще с 30х годов в "огороде"- саду Пушкина играли симфонический и духовые оркестры, сохранились афиши тех лет с программами и именами. А "джазы" - веяния 60х годов, стиляжные выверты, которые и привели к общей деградации и распаду. Мы с удовольствием ходили на концерты духового оркестра в сад Пушкина, странно что нынешнее руководство идет опять по тупиковому пути пропаганды американской "жевачки."
Гость
4 сентября 2017, 11:56
Транссиб, конечно, не из Челябинска начали строить, а из Миасса, как продолжение дороги построенной вначале до Златоуста, потом до Миасса и затем появился указ о дороге до Владивостока, которую оттуда торжественно начали строить а на Урале буднично начали строить участок Миасс - Челябинск.
Гость
6 сентября 2017, 20:45
Земляки! Перечитал еще раз эту публикацию и обратил внимание, что никто не заметил: вокзал в профиль похож на... паровоз! Так было задумано. Об этом мне рассказывал отец. Он более 50 лет проработал на дороге, большую часть в управлении. Был даже помощником замначдороги. Кажется, после войны. Дома видел какие-то проектные документы... Такие путешествия в историю города считаю очень полезными. А редакции следовало бы подумать над тем, как выделить их в особую рубрику, привлечь горожан к обсуждению, к воспоминаниям, ведь поколения быстро уходят, а краеведы и музейные работники, как показывает практика, не всегда точны. Да и не могут они знать деталей, а именно из них складывается то, что мы называем историей дома своего.
Гость
10 сентября 2017, 03:52
Был город !.....стало село.... Печально
Гость
4 сентября 2017, 09:01
Ощущение что город был счастливее. Познавательно и интересно.
Гость
4 сентября 2017, 08:50
Как всегда будет куча комментов, по поводу много зелени и все такое.... только не забывайте, сколько раньше жителей было и во сколько увеличилось население, и количество автомобилей.
Гость
4 сентября 2017, 09:13
Статья - супер! Раньше был город Челябинск, сейчас стал Заднищенском!! Верните мне Челябинск назад, изверги, превратили город в село!
Гость
4 сентября 2017, 09:46
Очень, ОЧЕНЬ поддерживаю(. Неуютно стало в городе, просто жесть.
Гость
5 сентября 2017, 09:08
верните былую красоту улице Курчатова почти в центре города изуродовали страшными парковками особенно напротив министерства Соцзащиты спасибо за интересную статью обязательно сходим в Горсад послушать Стаса Бережнова
Гость
6 сентября 2017, 15:16
"былая красота"? По Курчатова (бывшей 1 Окружной) жд пути проложены были от овощебазы (сгорела в 90 годы) около теперешнего зоопарка. Проезжей части как таковой не было, были огромные заросли кустов, мелкие бараки с кустарными цехами и все.
Гость
5 сентября 2017, 13:35
Я любитель музыки с полувековым стажем..Богатая фонотека как классики,так и народной и хоровой музыки.Пластинки с джазом начал собирать с конца 50-х годов.Люблю ВСЯКУЮ музыку,лишь бы она трогала душу и сердце.Но когда читаю о джазе такую ахинею,что он,дескать, является тлетворным влиянием запада,поражаюсь таким людям,которые до сих пор не вышли из пещерных времён.Я таких вижу с дубиной в руках,в шкурах и охотящихся на мамонтов..Это такие недалёкие умишком в своё время говорили-от саксофона до ножа один шаг и ..сегодня он играет джаз,а завтра Родину продаст..Сегодня джаз играют ВО ВСЁМ МИРЕ!И только у нас ещё живучи совковые представления о музыке..Вот такие "деятели" и "представители общественности" более полвека назад поливали не только джаз,но и творения Шостаковича и Прокофьева. Досталось не только им..Косность и мракобесие ещё не изжиты в мозгах этих реакционеров..В СССР и России проводятся фестивали джаза в том числе и в Челябинске.ПРИ ПОЛНЫХ ЗАЛАХ!!! Жаль таких "ценителей" музыки
Гость
6 сентября 2017, 11:45
Любителю музыки с полувековым стажем-Вы забыли ещё упомянуть Рахманинова,который уехал из России после революции,потому что наступила вакханалия и кухарки стали управлять государством (по-Ленину).Да только ли Рахманинов? Тысячи учёных мужей и творческих людей уезжали из этого ада!
Гость
4 сентября 2017, 09:53
Спасибо за интереснейшую статью! Сама живу в Советском районе с рождения в районе железнодорожного вокзала по улице Овчинникова и с удовольствием наблюдаю перемены в жизни нашего района
Гость
4 сентября 2017, 10:22
А я с неудовольствием!
Гость
4 сентября 2017, 10:55
А удовольствие в чем?
Гость
4 сентября 2017, 21:03
"Проспект Ленина – граница между Центральным и Советским районами. Поэтому гостиница «Южный Урал» относится в центральной части города, а дома на противоположной стороне проспекта – это Советский район."Советский и Центральный районы(часть того и часть другого) оба центр составляют=2 одинаковых района
5 сентября 2017, 00:36
Спасибо, статья интересная. Но не только железной дорогой отличается Советский район. Этот район - самый "богатый" на отдалённые посёлки: Новосинеглазово, Локомотивный, АМЗ, Исаково, Смолино, Фёдоровка, им. Донского, им. Некрасова, им. Урицкого, им. Маяковского, ст. Шершни. Знаю, что это в своё время доставляло очень большие неудобства в плане медицинского обслуживания: как участковым врачам, так и жителям - попробуй-ка поезди "в город" (как они это называли) на приём! Возможно, сейчас с введением врачей общей практики ситуация немного нормализовалась...
Гость
5 сентября 2017, 14:20
Замечательный проект! Прекрасная статья: умно, не скучно, доходчиво. Главное - с любовью к городу. Фотографий бы побольше, особенно в стиле "было-стало". Хотя, когда всего "в меру", оно как-то и лучше. Главнее все же не перегружать материалом, а доставить удовольствие малым. Спасибо авторам "идеи" и тем, кто воплотил ее в жизнь!
Гость
5 сентября 2017, 19:25
В Советские времена верили в науку и технику, честный созидательный труд, восхищались космосом, роботами и вычислительными машинами (так назывались компьютеры, (а компьютерами называли несколько лет назад то, что теперь стало телефонами и планшетами, и компьютеры, кстати, способны не только на игры, фоточки, музончик и социальные сети, но и на много других умных, прекрасных и полезных вещей)). Берегли, дорабатывали и чинили вещи. Таким был дух времён детства моего и ровесников. А когда люди "поняли", что можно ничего не беречь и не ценить, посчитали, что всё можно просто урвать, купить и перепродать, когда ради новой жратвы и ярких шмоток отказались от промышленности и сельского хозяйства (это там производят жратву и шмотки), впарили свои ваучеры (бывшие предназначенными для гражданского управления развитием родной страны) за бесценок, дух стал иным. Можно винить во всём Горбачёва и Ельцина, Сникерс и Тампакс, Америку и Европу, а можно понять, что к чему.
Гость
4 сентября 2017, 09:19
На крыльце ЮУЖД (2017) заместитель нач.дороги Антонов смотрит на свой памятник. Сходство передано поразительно!
Гость
4 сентября 2017, 09:28
...счастливее и люди были добрее
Гость
4 сентября 2017, 11:18
ляпота
Гость
5 сентября 2017, 18:24
А ещё в "Огороде" было кафе "Росинка", которое сгорело.
Гость
5 сентября 2017, 19:39
Дорожную революцию надо было делать, и надо будет сделать по-другому. Нужно больше зелени, пешеходных зон и дорожек для велосипедов и электровелосипедов. Больше подземных переходов. В эти пешеходно-велосипедно-парковые зоны культурно и органично встроить цивильный общепит, приличные торгово-развлекательные учреждения. Культурно, органично, прилично и цивильно, а не так по-рвачески и по-свински, как делают. А вонючие, шумные и опасные скоростные автодороги максимально отдалить и отгородить от мест обитания и пребывания живых людей. Создать многоуровневые парковки. Развивать сеть пассажирского электротранспорта - трамваи, троллейбусы, метро, метротрам, аккумуляторные трамваи. В пешеходных зонах можно организовать работу рикш - маленьких медленных микроавтобусов и мотороллеров на электроходу. Тогда личными авто на бензиновой тяге пользоваться станет иметь смысл гораздо меньше.
Гость
23 мая 2021, 17:46
А ещё, по Свободы 88, был магазин "Юный техник". А рядом с ним - магазин с водочкой и винишкой. Поэтому, этот дом мы называли - "Винный техник".
Гость
28 июня 2021, 10:18
поменяйте главбуха и прочих
Гость
26 марта 2022, 13:06
Ностальгия!!! Помню еще трамваи с деревянными диванами
Гость
15 декабря 2018, 18:41
Раньше города проектировали специально обученные инженеры, а теперь маркетологи с купленными дипломами!!!
4 сентября 2017, 10:04
Отличная статья! "Огород", конечно, не изменился.
Гость
6 сентября 2017, 13:38
И это неплохо.
Гость
4 сентября 2017, 10:57
Когда снесут страшный памятник Ленину?
Гость
6 сентября 2017, 16:46
Подземные переходы не очень удобны инвалидам и мамочкам с колясками.
Гость
24 января 2020, 17:47
фотограф наложал - надо было современные фото в том же ракурсе делать, с той-же примерно точки, что и старые были. а сделали - пол-дома сторого а пол-дома нового. не понятно что к чему. профессионалы что, перепелись чтоли ? или родственников напринимали на работу ? жал, очень жаль.
Гость
8 июля 2020, 02:35
Мои любимыи зеленыи город, которого уже нет....
Гость
12 марта 2021, 15:11
Не разделяю восторгов по поводу реконструкции вокзала. Дорого-богато - это да! Мрамора не пожалели! Но кому нужен этот мрамор, если нет эскалаторов и пассажиры на себе тащат багаж к поезду?! Вы сначала поднимите этот груз по лестницам наверх, а потом спуститесь вниз на платформу! Тот, кто не позаботился об удобствах людей - явно не ездит на поездах и не любит людей. И да, корреспонденту просьба - попробуйте с чемоданами влезть на пешеходный переход над жд путями!
Гость
12 марта 2021, 15:18
Как приятно смотреть на фото из бывшего СССР, из своего детства. Спасибо за прекрасный очерк!