В первой половине 2017 года Челябинск установил очередной антирекорд по убыточности ОСАГО, точнее, по соотношению выплат на компенсацию ущерба к «нецелевым» расходам. Однако есть и поводы для оптимизма. Сайт 74.ru разбирался, удастся ли столице Южного Урала покинуть список регионов с максимальной стоимостью страховки.
Город автоюристов
В России есть два города с максимальным территориальным коэффициентом по ОСАГО (2,1) – Челябинск и Мурманск. Помимо сравнительно высокой аварийности, наш город отличается активностью автоюристов, которые специализируются на спорах со страховыми.
И пока ситуация безрадостная: по данным РСА, в первом полугодии 2017 года потери челябинских страховщиков в пользу автоюристов составили около 200 млн рублей. Речь идет о расходах, не связанных с компенсацией ущерба: 96 млн потрачено на выплаты по закону о защите прав потребителей, 105 млн – на прочие расходы, причем доля последних резко возросла за последний год.
В свое время страховщики толкнули клиентов в объятья автоюристов, затягивая и занижая выплаты. Но затем маятник качнулся в другую сторону, и размеры «нецелевых» компенсаций вышли за рамки разумного: в России объем страховых выплат за половину 2017 года составил 7,9 млрд рублей, а судебные расходы – 8,7 млрд! Проще говоря, современное ОСАГО в большей степени обслуживает юристов, чем автомобилистов.
Челябинск остается достаточно аварийным городом, причем тенденция также негативна: по данным эксперта проекта «ОСАГО. Общественная экспертиза» Сергея Смирнова, за первое полугодие 2017 года количество «страховых» аварий в Челябинске выросло на 8%, тогда как в среднем по России – на 0,5%.
Зачистка автоподставщиков
Знаковое для челябинского рынка ОСАГО событие состоялось 8 июня 2017 года в Екатеринбурге: тогда на межведомственном совещании по вопросам мошенничества в сфере ОСАГО представители силовых структур решили создать в УрФО специальные группы по борьбе с преступлениями в сфере автострахования.
Впервые за долгое время региональные власти обратили внимание на корень проблемы, а не ее следствия. Относительная безопасность мошенников привлекала в их ряды все новых деятелей, что увеличивало «нецелевые» выплаты по ОСАГО год от года.
– Действительно, работа по борьбе с автомошенниками после того совещания началась, – подтверждает заместитель гендиректора АО «ЮЖУРАЛ-АСКО» Алексей Любавин. – Но тут важно подчеркнуть, что речь идет не столько о юристах, которые работают в правовом поле, сколько об откровенных автоподставщиках, фальсификаторах, распространителях и пользователях поддельных полисов ОСАГО. Эффект от усилий силовых ведомств есть, например, раньше каждый день мы фиксировали по три обращения клиентов, машины которых были на ходу, но с раскрывшимися подушками безопасности и якобы очень серьезными повреждениями: нередко они оказывались мошенническими. За последние месяц-полтора таких обращений не было.
Серьезное внимание полиция уделяет поддельным полисам ОСАГО, и крайними могут стать автомобилисты, которые их используют. Например, в Чебаркуле возбудили уголовное дело против водителя, который предъявил инспектору липовый полис, купленный за 1 500 рублей. Суд признал водителя виновным в заведомом подлоге документов и приговорил к штрафу в 21 тысячу рублей: в 2–3 раза больше, чем стоимость полиса ОСАГО для опытного водителя.
Активность силовиков является своеобразной зачисткой перед грядущей либерализацией тарифов ОСАГО, первый этап которой может состояться уже в этом году.
– Есть надежда, что общие усилия страховых компаний и силовых ведомств создадут условия, чтобы тарифы ОСАГО в Челябинске как минимум не росли или даже снижались, что особенно касается беспроблемных категорий водителей, – считает Алексей Любавин.
Натуральная надежда
В апреле 2017 года состоялась крупная реформа ОСАГО. Приоритетной формой компенсации стало натуральное возмещение: вместо денег – направление на ремонт. По замыслу, это должно было лишить автоюристов поля для деятельности. Насколько эффективной оказалась реформа?
Директор Уральского окружного филиала СК «Согласие» Тимур Жаппаспаев считает усилия не напрасными:
– Новый закон действует фактически с мая 2017 года, поэтому в общем количестве действующих полисов ОСАГО лишь около трети полисов нового образца. Полноценные выводы можно делать по истечении года с момента реформы, но промежуточные итоги настраивают на позитивный лад. По моим оценкам, сегодня порядка 40% компенсаций по новым полисам осуществляется через направление на ремонт, и со временем их доля будет расти: полагаю, цель РСА – это 75% натуральных компенсаций. Пока эффект незначительный в силу того, что работа по новой схеме идет недавно, но перспективы я бы оценил положительно.
Также эксперт сообщил, что рынок ОСАГО вошел в бурную фазу «передела»: одни компании наращивают долю обязательного страхования в своих портфелях, другие стремятся сократить.
– Это зависит от их оценок прибыльности ОСАГО и наличия ресурсов для работы на этом рынке, – говорит Тимур Жаппаспаев. – Но, несмотря на сокращение активности ряда игроков, в том числе очень серьезных, чувствуется и оптимизм других компаний, которые увеличивают своей присутствие.
В перспективе власти планируют уйти от жесткой тарификации ОСАГО в пользу свободного ценообразования, чтобы страховые компании боролись за выгодных клиентов за счет снижения тарифов.
Фото: Артем Краснов, отделение пропаганды БДД УГИБДД по Челябинской области