Ученики челябинских общеобразовательных школ с сентября могут начать осваивать профессию водителя. Об этом 12 сентября рассказали представители автошколы «КАФС», ГИБДД и сами учителя. В нашем городе запускают пилотный проект, который позволит юношам и девушкам получить теоретические знания о вождении прямо за партами. Правда, пока это будет доступно только в трёх образовательных учреждениях.
Школьников – в водители: что это за проект?
С идеей обучать старшеклассников на категории A, B и C выступила автошкола «КАФС». По их мнению, это не только даст завтрашним выпускникам дополнительную профессию (которая вполне может выручить в случае непоступления в вуз или колледж), но и поможет повысить уровень безопасности на южноуральских дорогах.
– Закон о безопасности дорожного движения говорит, что обучать вождению можно с 16 лет. А это – как раз ученики 10-х и 11-х классов. Поэтому мы вышли с предложением перенести процесс обучения автоделу в общеобразовательные школы, – говорит генеральный директор автошколы «КАФС» Владимир Котров. – По теоретическому курсу ученики будут проходить обучения именно у себя в классах, а на практику их будут возить организованными группами на наш автодром. Заинтересованы в этом не только старшеклассники, но и их родители, которые понимают, что таким образом их дети по окончании школы уже будут иметь профессию – водитель.
Нужны ли школьникам права?
По мнению самих педагогов, обучение вождению именно на базе общеобразовательной школы – предложение актуальное и полезное. Дети, таким образом, уже с юных лет будут досконально знать ПДД и понимать всю ответственность, которая ложится на плечи водителя. Некоторые школы хотят пойти несколько дальше в процессе обучения.
– Мы планируем не только давать теоретические знания по вождению, но и формировать и развивать именно так называемую инженерную культуру. Учащиеся будут изучать внутреннее устройство автомобиля, принципы работы внутренних механизмов и прочее. В процесс обучения будет включен углублённый курс физики, основ безопасности жизнедеятельности и медицинского обслуживания, – говорит директор школы № 6 Галина Ахметова.
Поддержали проект переноса автошкол в общеобразовательные учреждения и представители областной Госавтоинспекции.
– Думаю, что такой проект очень необходим в наше время. С условием того, что он защищает безопасность дорожного движения, снижает детский дорожно-транспортный травматизм, – считает начальник отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД по Челябинской области Андрей Шебанов. – Это будет и обучение детей навыкам безопасного поведения на дороге, ну и впоследствии, изучив это все, они сами станут достойными водителями и законопослушными участниками движения.
Сколько школ примут участие в проекте?
По словам руководства «КАФС», обучать своих детей на права уже захотели более 30 общеобразовательных школ. Однако в ближайшее время проект реализуют только в трёх – СОШ № 6, гимназии № 10 и СОШ № 56.
– Именно в процессе апробирования программы три школы будут доведены до получения лицензии, которая позволит им начать набор учащихся, – уточнил Владимир Котров.
При этом организаторы подчеркивают – заявки на участие поступают к ним ежедневно. Изъявить инициативу могут как сами директора школ и учителя, так и родители, подняв этот вопрос на собраниях.
Хотят ли сами школьники учиться на права?
Подростки, как выяснилось, не прочь получить права как можно раньше. Например, в школе № 6 этого хотят более 65% десятиклассников. Однако отметим, что по закону обучаться могут только те, кому исполнилось 16 лет. До экзаменов допустят лишь по достижению 17-летия, а водительское удостоверение выпускники получат в 18.
– Спрос у самих учеников и у их родителей определённо есть, – подчеркивают педагоги и директора.
Сколько будет стоить обучение и как долго оно продлится?
Старшеклассникам предстоит освоить 139 часов теории и 56 – практики. Обучение продлится около полутора лет – весь 10-й класс и часть 11-го. Расписание будет составляться индивидуально в каждой школе. То же касается и выбора педагогов – директора школ смогут обращаться как к автошколам в поисках необходимых кадров, так и к другим источникам. Стоимость планируется установить фиксированную – 25 тысяч рублей за весь курс, включая теорию и практику, без каких либо доплат. То есть, если по каким-то причинам ученик материал не усвоил и для успешной сдачи экзаменов ему необходимы дополнительные практические занятия, платить ему за них не придётся.
Когда школьники смогут начать учиться на права?
К сожалению, точная дата начала набора учеников не называется. В настоящий момент урегулируются вопросы по получению лицензий общеобразовательными школами – участницами проекта. Предварительно, все это будет урегулировано к концу сентября.
Напомним, с 2014 года в системе сдачи экзаменов на права произошли серьезные изменения: обучение разделилось на две части: теория и практика. Причем до практики перестали допускать без успешной сдачи теоретического экзамена. Также были введены новые категории и подкатегории, а права на легковой автомобиль получили разделение по типу коробки – автомат и механика. С сентября 2016 года экзамены на водительское удостоверение начали приниматься по-новому. В начале того же 2016 года Минобрнауки, рассмотрев статистику аварийности за предыдущие 12 месяцев, пришло к выводу: автошкольная реформа положительно сказалась на БДД – количество аварий с участием вчерашних выпускников сократилось на четверть. А еще каких-то три года назад законотворцы на полном серьезе предлагали начать выдавать права с 16 лет. Правда, предложение так и не было воплощено жизнь. Видимо, сторонников подросткового вождения набралось не достаточно.
Со скольких лет, по вашему мнению, можно учиться на права?
Фото: Олег Каргаполов