В канун Дня машиностроителя представители отрасли в Челябинской области заявили о проблемах с привлечением кредитов и отсутствием индивидуального подхода со стороны властей. Они не видят смысла участвовать в госзакупках, делают ставку на экспорт и готовят для себя три сценария поведения – оптимистичный, пессимистичный и стандартный.
Во втором квартале года наметилась стабилизация экономики, в третьем небольшой рост – один-два процента, привёл цифры председатель комитета по машиностроительному комплексу Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области Сергей Кравчук.
– Но, по ощущениям, всё это с лихвой компенсируется упадком четвёртого квартала этого и первого квартала следующего годов. О тенденции роста, на мой взгляд, говорить пока рано. В лучшем случае не падаем, – добавил он. – Как сказал кто-то из предпринимателей: не так страшно, что мы в заднице, страшно, что мы там обустраиваемся.
При этом Сергей Кравчук отметил положительные тенденции в сельхозмашиностроении, они продолжаются с прошлого года. Стабилизировалась ситуация с производством продукции для нефтяной отрасли.
Впрочем, любая стабильность, даже в падении, позволяет планировать свою деятельность, отмечают руководители предприятий. Все прогнозируют бюджеты и планы развития, исходя из того, что в лучшем случае будет тот же объём потребления.
Директор Фонда развития промышленности Челябинской области Сергей Казаков призвал предпринимателей не ждать у моря погоды, а приходить в фонд за льготными кредитами.
– Машиностроение – та отрасль, без которой страна не может быть конкурентоспособной и жизнеспособной в долгосрочной перспективе. С осторожностью, но всё же можно говорить о первых признаках стабилизации, – сказал Казаков. – Чтобы получить поддержку, бизнесу нужно просто прийти к нам. Мы работаем в формате, гораздо более мягком, чем банки. У нас нет задачи зарабатывать деньги, наша задача – развивать промышленность.
По словам директора Фонда развития промышленности Челябинской области, организация оказывает поддержку не только представителям крупного и среднего бизнеса, но и малым предприятиям. А недавно, в августе, даже упростили для предпринимателей процедуру получения займов.
Однако больших числом выданных займов региональный фонд похвастаться не может. Как ранее сообщал 74.ru, с начала года одобрены льготные займы под 5% годовых по четырём проектам. В работе регионального фонда развития промышленности сейчас находится ещё 20 проектов на общую сумму 250 миллионов рублей от региона и 500 миллионов от федералов.
Представитель регионального Союза промышленников и предпринимателей Сергей Кравчук назвал работу областного правительства в плане поддержки машиностроения откровенно слабой.
– Сравните уровень привлечённых федеральных субсидий в Свердловской области и у нас, – призвал он. – За первый квартал соседи привлекли в свой регион более миллиарда рублей – безвозвратных субсидий и прочих займов. А сколько на Южном Урале? Как я услышал, один проект профинансирован, три – в стадии получения денег и 20 – в работе. Если это даст хотя бы полмиллиарда рублей за год, будут замечательные цифры.
Гендиректор завода «Прайд» (производитель буровой техники) Дмитрий Нестеров разделяет настроения и оценки Сергея Кравчука по поводу обустройства в том самом месте. При этом он отметил, что машиностроители научились сами справляться с проблемами, которые постоянно возникают, не уповая на помощь госструктур.
– Мы продолжаем искать новые рынки сбыта. Были вынуждены выйти на внешние рынки, потому что внутреннее потребление остановилось, – рассказал Дмитрий Нестеров. – К примеру, у нашего предприятия половина продукции идёт на экспорт – в страны СНГ, Прибалтику, Восточную Европу и Африку.
Руководитель завода «Прайд» добавил, что в 80% случаев, когда предприятие могло бы участвовать в госзакупках, они отказываются сами.
– Мы малое предприятие и не готовы кредитовать крупные госкомпании с отсрочкой платежа даже в месяц, – объяснил он.
Ещё один представитель машиностроительной отрасли на Южно Урале всё-таки сумел нарастить объёмы производства.
– Машиностроение в России в жёстком упадке. Самыми тяжелыми для нас были 2014 и 2015 годы, переломным стал 2016-й, – заявил коммерческий директор ООО «ДСТ-Урал» Евгений Калашников. – А в этом году уже нарастили выпуск производства техники на 40% по сравнению с прошлым годом и достигли четверти от выпуска такого гиганта, как ЧТЗ.
При этом самой болезненной проблемой представитель предприятия, выпускающего тракторы и бульдозеры, считает привлечение кредитных ресурсов.
– Во всех госпрограммах машиностроение числится в приоритетных отраслях. Но у банков машиностроители по-прежнему находятся в красной, то есть опасной, зоне. Привлечь хоть какие-то деньги неимоверно сложно, – рассказывает Калашников. – Если фонд развития промышленности не начнёт целевым образом отбирать тех, кого надо финансировать, то ничего не изменится.
Фото: Катерина Пустынникова