Челябинский железнодорожный вокзал на два вечера превратился в театр. Его выбрали в качестве площадки участники фестиваля современного искусства «Дебаркадер», прибывшие из Санкт-Петербурга со спектаклем «Разговоры беженцев» по одноименному произведению немецкого драматурга Бертольта Брехта. Вместо привычной сцены действие разворачивалось в залах ожидания и буфетах, по которым зрители перемещались вслед за актерами, подслушивая разговоры главных героев.
Вся суть «вокзального» спектакля заключается в том, что зрители, получившие на входе наушники, слышат в них диалоги двух главных героев, которые спокойно перемещаются по вокзалу. Десяток людей, словно экскурсионная группа шли по пятам за артистами. Пассажиры, ожидавшие своего поезда, наблюдали за происходящим с легким недоумением.
– Что вы слушаете? – спросила бабушка у одной из зрительниц.
– Спектакль, – ответила девушка.
– Какой же это спектакль в наушниках? – недоуменно возразила та.
Диалог двух молодых людей, который звучит в наушниках, переносит слушателя со станции Челябинск-Главный в Центральный железнодорожный вокзал города Хельсинки.
Два молодых человека – Калле и Циффель (в жизни – Максим и Сергей) – немецкие беженцы. Непринужденно беседуя за игрой в шахматы или поеданием «Доширака», они говорят о глобальных общечеловеческих вопросах, насущных общественных проблемах и немного – о женщинах. Они перемещаются вверх-вниз по лестницам, по залам ожидания, обходя пассажиров и их чемоданы, останавливаются, чтобы выпить или перекусить.
Отрывки их диалога можно растащить на цитаты, которые, кажется, будут актуальны во все времена: «Человек сегодня – это просто приспособление для ношения паспорта», «В школе он получает возможность каждый день четыре или шесть часов познавать жестокость, злобу и несправедливость. За такое образование не жаль уплатить любые деньги, но оно предоставляется даже бесплатно, за счет государства», «Мне всегда казалось удивительным, что люди должны питать особенную любовь к той стране, где они платят налоги», «Государству вовсе не обязательно думать, как набить своим гражданам брюхо, иногда вполне достаточно набить им морду».
Зрители сначала просто толпятся перед героями, затем раскрепощаются, а когда парни проходят в буфет, некоторые робко начинают вытаскивать деньги и тоже покупают себе кофе (робко, потому что, начав жевать во время представления в обычном зрительном зале, ты в лучшем случае получишь укор от какой-нибудь пожилой сотрудницы театра).
– Зрители находятся в рамках своего понимания того, как надо ходить на спектакль. Здесь предлагается совершенно иная форма. Весь разговор идёт вокруг свободы персональной, и каждый видит свой зрительный ряд. Необязательно смотреть в одну точку, присутствовать рядом с нами. Маршрут построен так, что по нему можно следовать или не следовать. Каждый видит своё, – рассказал актёр Максим Фомин.
Невольными участниками спектакля иногда становятся пассажиры и работники вокзала. Например, во время одного из показов в Челябинске сотрудница буфета отказалась продавать другому актёру Сергею Волкову пиво, требуя паспорт.
– Это и есть элемент шоу – как нас встречает простой зритель. В Санкт-Петербурге нас арестовать хотели за употребление алкоголя в неположенном месте. Правда, пиво у нас было безалкогольное, но нам объяснили, что в нём 0,0005 градуса и пытались забрать в полицию, – рассказал Сергей Волков.
– Вы пытаетесь спровоцировать конфликт? – спрашиваю я.
– Упаси Бог! Мы, наоборот, пытаемся сгладить всё, – возразил Максим Фомин.
До фестиваля «Дебаркадер» спектакль «Разговоры беженцев» играли только в двух столицах. Актёры признались, что им очень понравился челябинский вокзал, отметив, что он очень домашний и уютный, а челябинский зритель – очень вежливый и терпеливый.
– В современном искусстве театр – не только традиционная сцена-коробка и зрительный зал. Театр может быть где угодно: в ангаре, на вокзале, на теплоходе. «Разговоры беженцев» – классический текст, который до этого не ставился в России, подан в совершенно новой форме спектакля-бродилки, спектакля-променада. Для режиссера было важно, чтобы он игрался на вокзале – так как именно там встречаются герои, – рассказал театральный критик Владимир Спешков. – Мы живем во время беженцев. Когда люди стали перемещаться. Бегство от судьбы чрезвычайно актуально. Плюс это немецкий философский интеллектуальный диалог в традициях немецкой философии, немецкой интеллектуальной литературы.
Фото: Олег Каргаполов