Орган прозвали «королем» музыкальных инструментов, и в этом году челябинскому «королю» исполнилось 30 лет. Ровно столько же в нашей филармонии работает органист и органный мастер, народный артист России Владимир Хомяков. Как звучит орган, слышали многие, а вот как он работает, знают далеко не все. Мы решили проникнуть прямо в сердце этого музыкального инструмента и залезли внутрь органа, чтобы показать, как он работает.
Три в одном
Побудем немного капитаном очевидность: выглядит орган непросто. Из концертного зала мы видим большие и маленькие блестящие трубы, дубовый корпус инструмента, несколько клавиатур и множество белых ручек, как у старого шкафа, по сторонам. В процессе музицирования они то «выпрыгивают» из своих гнёзд, то возвращаются на место. Играют на органе не только руками, но и ногами – внизу тоже есть клавиши.
– Не каждый пианист может стать органистом, – начинает рассказ Владимир Хомяков. – Техника игры на органе формируется не год и не два. Первая проблема, с которой сталкивается пианист, садясь за орган, – он стремится сильнее бить по клавишам, чтобы звук был громче, чтобы донести до публики свои эмоции. Здесь от этой привычки надо избавляться. Есть органы надежные, которые выдерживают удары по клавишам, но есть инструменты, в которых клапаны вылетают от такого обращения, инструмент начинает гудеть, и приходится вызывать органного мастера.
Не всегда музыкант, играющий на органе, является ещё и органным мастером. Владимир Хомяков захотел им стать. Искусству органостроения он учился у главного органного мастера Домского концертного зала в Риге Гунара Далманиса.
– Господин Бах очень хорошо знал устройство органа и был экспертом по органостроению, принимал инструменты, консультировал органостроителей, и они прислушивались к нему, – улыбается музыкант. – В Европе органисты во время учебы обязательно знакомятся с устройством инструмента и элементарной техникой настройки, так как в той же Германии вовсе не у каждого органа есть свой мастер-хранитель.
При этом Владимир Хомяков заметил, что придерживается правила: чем реже органный мастер заходит внутрь инструмента, тем дольше орган живет. Поэтому двери в «святая святых» заперты на ключ и открываются только по мере необходимости.
Тайное становится явным
Для нас эти двери открылись. Первым делом, очутившись внутри, мы вдохнули вкусный запах древесины и лака. Не только корпус органа, но и многие другие детали инструмента сделаны из разных пород дерева. Чрево органа наполнено множеством труб – деревянных и металлических; здесь же расположены мехи, качающие воздух; вентилятор, этот воздух нагнетающий; а между всем перечисленным, как струны, натянуты деревянные тяги. Не так давно под ними был установлен ксилофон – из всех российских органов он есть теперь только в челябинском. Впрочем, чтобы доходчиво понять все устройтсво органа, включите это видео.
У задней стенки органа находятся большие деревянные трубы, из них в зал идут басовые (низкие) звуки. В ящиках под трубами расположены клапаны, соединенные с клавиатурой.
– Когда органист нажимает на клавишу – клапан открывается и звук появляется, – рассказывает Владимир Хомяков. – Большая деревянная труба у двери – это воздушный канал, который соединен с ящиком, где расположен бесшумный вентилятор. В нём нет подшипников, шток вращается в кольце из фетра. И все это находится в ванночке с маслом, которое нужно менять раз в 100 лет.
Металлические трубы в органе, по сравнению с деревянными, меньшего размера, они цилиндрические или конические по форме, и изготовлены из сплава олова и свинца. Если олова больше – труба звонче, если больше свинца, извлекаемый звук более глухой, так как олово тверже свинца. Часть этих труб – блестящих и красивых – зрители видят на фасаде органа. Но большая их часть скрыта внутри корпуса. Всего же в челябинском органе 2504 трубы, порядка двух тысяч из них находятся на втором и третьем этажах инструмента.
– Сплав, из которого сделаны металлические трубы, очень мягкий, поэтому вам лучше вообще не касаться поверхности этих труб, – продолжает рассказ Владимир Хомяков, надевая белые перчатки. – По степени твердости их можно сравнить с холодным пластилином.
Большинство труб в органе – свистковые (или лабиальные), остальные – язычковые. В первых звучание образуется в результате колебаний столба воздуха (таким же образом извлекается звук, когда музыкант играет на флейте); во вторых (язычковых) колеблется обтекаемый потоком воздуха язычок – так устроены кларнет или саксофон.
За последние две тысячи лет принцип звучания органа не изменился: воздух нагнетается в магазинный мех, из которого он под определенным давлением поступает в специальные ящики (виндлады) под трубами. Органист нажимает клавиши, открываются клапаны, сжатый воздух попадает в трубы, и возникает звук. До того, как изобрели электромотор, органист не мог самостоятельно играть на органе, ему обязательно помогали один или несколько калькантов (качальщиков мехов).
Всё, что мы видим
Но звучат не все две тысячи труб одновремнно. Только избранные. Чтобы понять, почему это происходит, надо выйти из органа и вернуться к его клавиатурам. Их, как мы помним, четыре. Три – для рук. Это мануалы. Четвертая – для ног, педальная.
– Это органная консоль или игральный стол, – говорит о трёх верхних клавиатурах Владимир Хомяков. – После переноса органа в «Родину» игральный стол был сделан заново. Клавиши теперь не пластиковые, они отделаны костью (но не слоновой) и чёрным деревом. А круглые симпатичные «штуковины» с двух сторон от клавиатуры – это ручки регистров. Если они не включены, то ничего не звучит. Я могу сколько угодно нажимать на клавиши, звука не будет.
«Регистр» – одно из ключевых понятий в конструкции органа. Это ряд органных труб, отличающихся по размеру и, соответственно, по высоте издаваемого звука, но похожих по форме и обладающих однородным тембром. Потянув на себя нужную ручку регистра, органист открывает своего рода заслонку, чем обеспечивает доступ воздуха к трубам определенного регистра. Но сегодня эти ручки не требуют ручного управления, потому что челябинский орган пережил реконструкцию, и внутри него появился компьютер.
– С его помощью я могу заранее программировать нужные мне для исполнения того или иного произведения комбинации регистров (их всего 10 тысяч), а во время концерта включать их одной из кнопок, выведенных на игральный стол, – говорит Владимир Хомяков. – Это очень удобно. Если вы помните, в зале на Алом Поле во время концертов рядом с органистом часто стоял ассистент, который помогал музыканту включать и выключать регистры. Сейчас роль ассистента заключается только в перевороте нотных страниц и «листании» заранее заготовленных комбинаций регистров.
Теперь важно понять, как меняется звук? Четыре клавиатуры – это практически четыре органа, соединенные в один. Каждая клавиатура – определенный набор регистров. То есть при помощи нужной клавиатуры можно задействовать разные регистры и добиться нужного звучания, нужных музыкальных красок.
– Самая верхняя клавиатура в нашем органе – ее трубы можно увидеть в нижнем шкафчике над моей головой – замечательно подходит для ансамблевого музицирования, для аккомпанемента, – продолжает рассказ Владимир Хомяков. – А трубы второй клавиатуры находятся в шкафчике побольше на самом верху у задней стенки органа, поэтому, когда она используется, звук получается более отдаленный.
У педальной клавиатуры свой набор регистров, трубы которых расположены в боковых башнях и у задней стенки органа.
Владимир Хомяков играет на органе в специальных туфлях с мягкой тонкой подошвой. Они похожи на гимнастические чешки с каблуком. Есть органисты, которые привыкли выступать только босиком или в носках.
– Кроме того, в нашем инструменте появились два новых регистра – не трубные, а перкуссионные, то есть ударные, – добавляет музыкант. – Один из них – ксилофон, который мы видели внутри органа. В нём молоточки ударяют по деревянным планкам. Второй новый регистр – челеста, здесь металлические планки. Эти два регистра тоже добавили красок нашему органу.
«Заставить слона танцевать»
30 лет назад, когда в Челябинске состоялся первый органный концерт, один из мастеров, построивших инструмент, – Фридберт Каммбах – сказал: «Важно, какую музыку будут на органе играть – барокко, романтизм, новое время, в зависимости от этого составляют диспозицию органа, подбираются определенные комбинации органных регистров. Затем рисуют его внешний облик – проспект. Делают около 30 подробных чертежей, отдельно прорисовывая каждую трубу и все механизмы внутри. Следующий этап – изготовление деталей и труб. Когда все составляющие готовы, орган собирают у нас в мастерской».
Тогда ещё никто не знал, что на челябинском органе будут играть джаз. В 2004 году в Челябинске состоялся первый фестиваль «Джаз на большом органе», инициатором которого выступил Хомяков. И тогда, и сегодня этот фестиваль остаётся единственным не только в России, но и в мире.
Тремя годами раньше, в 2001-м, Владимир Хомяков стал победителем (первая премия) европейского конкурса Jazz & Churchorgan, который состоялся в Ганновере.
– Владимир Хомяков из России покорил жюри своей дьявольски гениальной игрой, необычным владением инструментом и харизматической силой творения звука, который можно отнести к области «Новой музыки», – писала немецкая Hannoversche Zeitung.
В Ганновере Владимир Викторович познакомился с такими же энтузиастами джаза – известными органистами Барбарой Деннерляйн, Родой Скотт, Яспером ван’т Хофом. И в 2004 году пригласил их в Челябинск на фестиваль «Джаз на большом органе», который стал музыкальным событием года.
Из года в год на афишах этого фестиваля мы видим слона с хоботом в виде трёх органных труб. Слон стал символом «Джаза на большом органе» неспроста. По словам Владимира Хомякова, играть джаз на классическом органе – все равно, что заставлять слона танцевать. Инструмент «сопротивляется» жанру, поэтому музыкантов, которые делают это убедительно, в мире достаточно мало.
V Международный фестиваль «Джаз на большом органе» состоится в Челябинске с 27 по 29 сентября.
– Из «любимцев» публики нынче приглашены два дуэта «орган+саксофон»: шведы Йоханнес Ландгрен и Хокан Левин и Давид Тимм с Райко Брокельтом из Германии. – говорит худрук фестиваля Владимир Хомяков. – В заключительном концерте будут участвовать уже знакомые нашим слушателям музыканты из Екатеринбурга: этно-оркестр Alpha&Co, руководителем и вдохновителем которого является мультиинструменталист Виталий Владимиров.
Напомним, челябинский орган построила фирма Hermann Eule Orgelbau Bautzen, основанная в 1872 году (Саксония, город Баутцен). Фирма является семейной и занимается искусством строительства органов уже в четвертом поколении. Челябинский орган был 535-м по счету, и одним из самых удачных, по мнению его создателей. На открытие органа в 1987 году в Челябинск приезжала госпожа Ингеборг Ойле, наследственная владелица предприятия.
В январе 2014 года челябинский орган переехал в концертный зал «Родина». Переносом и реконструкцией инструмента также занималась фирма Hermann Eule Orgelbau Bautzen. Инструмент стал не только богаче по звучанию, но и «вознёсся» над зрительным залом – был поставлен на высокие сценические подмостки. Кроме того, под орган пришлось подвести специальную резиновую подушку, которая амортизирует вибрацию от трамваев, шумящих на улице Кирова. Короче говоря, было сделано всё, чтобы челябинский «король инструментов» чувствовал себя первосортным монархом.
Кстати, у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.