Запуск высокоскоростной железнодорожной магистрали Екатеринбург–Челябинск может повлечь утечку южноуральских специалистов в соседний регион. Тем самым проект ВСМ пойдёт вразрез со стратегией развития Челябинской области до 2035 года, над которой трудятся сейчас специалисты. Об этом 21 сентября заявил заместитель гендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников.
– Всегда есть риск, что если один центр заметно сильнее развит или динамичнее развивается в настоящее время, то при улучшении транспортной доступности он на себя начинает перетягивать в том числе и человеческий капитал, который вам хочется оставить в своём регионе, – считает Владимир Сальников. – Не знаю, насколько глубоко был просчитан этот проект, поддержанный губернаторами, но эти риски прослеживаются. И если перемещаться по этой магистрали будет недорого, то может возникнуть такая модель: «Работаю там, а в выходные живу в Челябинске».
Поэтому, по его словам, нужно очень аккуратно просчитывать весь спектр последствий запуска проекта ВСМ.
– Конфигурация пассажиропотоков может измениться, в том числе и в неожиданную сторону, – уверен эксперт.
Что касается разработки стратегии развития Челябинской области до 2035 года, то специалисты на сегодня видят для неё две основные цели.
– Первая из них – человеческий капитал, – рассказал член Общественной палаты Челябинской области, председатель Совета Уральского филиала Аудиторской палаты России Алексей Овакимян, который занимается разработкой стратегии. – Мы должны обеспечить специалистам региона возможность обучаться и повышать квалификацию у лучших специалистов в разных отраслях. Вторая – сделать так, чтобы они отсюда не уехали, а в идеале – чтобы лучшие умы, наоборот, стекались к нам.
Напомним, высокоскоростную магистраль Екатеринбург–Челябинск планируют запустить к 2023 году. Предполагается, что до уральской столицы и обратно можно будет добраться за 1 час 10 минут на скорости в 300 км/час.
Сейчас идёт активное привлечение инвесторов, создано хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль». В нём состоят Челябинская и Свердловская области, профильный инвестор РВМ-Капитал. Программу строительства ВСМ «Екатеринбург–Челябинск» утвердила компания «Российские железные дороги» в начале прошлого года.
Предварительная стоимость строительства магистрали ранее оценивалась в 122,6 миллиарда рублей (по данным РЖД, в ценах 2015 года). На совещании администраций Челябинской и Свердловской областей в феврале прозвучала цифра в 165 миллиардов рублей.
Разработка стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года началась в марте этого года.
– Рассчитываем на то, что к концу года будет сформирован проект стратегии, чтобы в региональном бюджете 2018 года уже учитывались её положения, – заявил губернатор региона Борис Дубровский, подписав постановление о разработке стратегии 6 марта.
Фото: Rzd.ru