Ремонт дорог в Челябинске идет интенсивно, но автомобилисты обращают внимание на странную проблему: удовольствие от езды по новым участкам портят чересчур глубокие выемки ливневой канализации и люки. Что не так с новыми дорогам? Разбираемся в нашем материале.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ad/20/cb/ad20cbd89788031cc91d0ce35855ed39/656x438_1_87c98d8c9d8fb9ba5626b32b7acac283@1024x683_0xdLYmpTFV_2798406611532826535.jpg.webp)
Причины этому очевидны: после ремонта поднимается уровень дорожного плотна, а люки и решетки остаются на месте. Перепад высот, по нашим оценкам, достигает 8-10 см. При проезде такой ступеньки подвеска автомобиля получает смачный апперкот.
В России есть несколько нормативов на отклонение металлических включений от уровня основного полотна. ГОСТ Р 50597-93 оговаривает, что рельсы и люки не должны быть выше или ниже асфальта на 2 см, для ливневых решеток допускается расхождение 3 см (относительно уровня лотка). А СНиП 2.04.03–85 и вовсе требует, чтобы люки находились на одном уровне с проезжей частью.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c4/96/a1/c496a1ffbc56163ad3caefa22c2a15dc/656x383_1_caae78705124950d90bade9d0ced9810@900x525_0xEPTmQ0w6_2325998688402299343.jpg.webp)
Люки и решетки являются головной болью для дорожников по ряду причин. Первая: если заранее сделать люк заподлицо с будущей дорогой, при ее утрамбовывании вблизи люка асфальт не уплотнится до нужной степени. Поэтому поступают так: сначала закатывают дорогу монолитным слоем асфальта, а потом вырубают люки и колодцы (либо изначально оставляют их незакатанными).
Вторая проблема в том, что ливневые канализации и прочие подземные коммуникации, как правило, не подконтрольны организации-подрядчику, которая выполняет ремонт дороги. Это зачастую не позволяет отреставрировать колодец капитально, а это иногда необходимо, чтобы избежать разрушения полотна вблизи старых колодцев.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d7/7c/b4/d77cb43d682fd6d25789c46a7a1315ba/656x438_1_16db298700f84992497be792a466415f@1024x683_0xhJ9bEyPu_5917959891621903043.jpg.webp)
В управлении дорожных работ администрации города Челябинска на наш запрос ответили следующее:
– Согласно своду правил, колодезные люки на проезжей части должны быть выполнены на одном уровне с дорожным покрытием. После окончания дорожных работ смотровые колодцы восстанавливаются на уровне проезжей части в соответствии с вышеуказанными правилами. Работа должна быть выполнена до момента документальной сдачи объекта в эксплуатацию. Так, если говорить об ул. Братьев Кашириных, ориентировочные сроки восстановления люков – октябрь-ноябрь.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/25/ad/ed/25adedf1fd38820f1ab477343e02ac38/656x438_1_547afd0189b541254653fae396af19b9@1024x683_0x8Ri5Swhg_5907341442757834729.jpg.webp)
Наиболее популярна следующая технология: вокруг люка вырезается окно прямоугольной формы, колодец наращивается до необходимого уровня, устанавливается решетка или люк, после чего окно заполняется слоем литого асфальта.
В любом случае металлические «импланты» в асфальт являются зоной риска, возле которых со временем покрытие начинает разрушаться.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d1/7e/98/d17e98ae86a4dfd954419f5b49c0a295/656x438_1_d40bedafa89760ad4aa96078510358ae@1024x683_0xHhCJdgYl_1307301107961581449.jpg.webp)
Другой болезненной темой для Челябинска являются рельсы: не так давно мы составляли рейтинг проблемных перекрестков города, и большинство из них имеют пересечение с трамвайными путями.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/58/4f/3e/584f3e53c2aac708a10162c700419197/656x438_1_e5fce2b05e7a3bc462d726051abd467b@1024x683_0xWHFMwbJz_9192716344595562260.jpg.webp)
К сожалению, впечатления от хороших новых дорог часто портят мелочи, вроде отверстий-вырубок, которые подрядчики не заделывают после взятия пробы.
Тем не менее в администрации города нас заверили, что подобные недостатки будут устранены. Поверим?
Фото: Артём Краснов