![](https://n1s1.hsmedia.ru/2f/0f/7d/2f0f7def786d7499fd8fb87e793a6357/656x438_1_e7c484f741e8ac52fad36b8607bbfbe8@906x604_0xqiU4KNBx_2067904765625208803.jpg.webp)
Новый сезон в челябинском оперном театре открылся премьерой классического балета «Пахита». Декорации и костюмы для спектакля придумал известный в России и за ее пределами театральный художник Дмитрий Чербаджи. Мало кто знает, что родился Дмитрий в Челябинске. Мы решили пообщаться с мастером и узнать, каким ему запомнился наш город.
![Театры любят работать с Дмитрием Чербаджи](https://n1s1.hsmedia.ru/fd/31/e5/fd31e55758b1e81a45ceb01299432776/656x536_1_e9c6fefa36360ee239c048b4232f2027@1200x980_0xsWBdhbbA_2297145609957433967.jpg.webp)
Дмитрий Чербаджи сейчас живет и работает в Москве. За свою карьеру он оформил более 70 спектаклей.
– Вы учились в Челябинске до пятого класса, значит, остались какие-то воспоминания о челябинском детстве?
– Мне запомнилась водная станция на реке Миасс, где я научился плавать. Там были деревянные вышки, купальни для детей и взрослых. Наверное, эту станцию все уже забыли, а она была недалеко от оперного театра.
![Звезда для «Щелкунчика»](https://n1s1.hsmedia.ru/3f/8e/40/3f8e403ba5ffc4b87f432a9a283bc728/656x438_1_eb048274afd6fc4002bf3a369004f690@980x653_0xU8JSKxUg_7364286248930330928.jpg.webp)
– А школу помните?
– Начинал я учиться в школе № 53, если не ошибаюсь. Кирпичная красная школа. Очаровательная молодая учительница младших классов, в которую все мы были влюблены. Ещё помню детскую художественную студию при театре или при дворце культуры ЧТЗ. А ещё мне запомнилась полная свобода! Мы же с друзьями исколесили весь город вдоль и поперек. Родители целый день на работе, а мы предоставлены с утра до вечера сами себе, особенно летом. Это сейчас детей опасно на улицу выпустить одних, а тогда об этом никто не думал. В Челябинске мы жили на улице Магистральной, в плановом посёлке ЧТЗ, сейчас это улица Танкистов.
![«Пахиту» ждали полгода](https://n1s1.hsmedia.ru/65/62/71/6562717c06561ebf8f03d706d78e028a/656x438_1_6f1f12f637aaa18dcff540765304e209@1200x801_0x9mT2sWde_2982566191379689057.jpg.webp)
– Побывали там?
– Да, несколько лет назад попросил покойного Леонида Рошко – главного художника театра – свозить меня туда. Удивился, что дом наш всё ещё стоит. Оказалось, Первое озеро от нашего дома находится довольно близко, а мне в детстве казалось, что оно так далеко! Мы на него через кладбище ходили. Времени побродить по городу, когда ставишь спектакль, практически нет. Вечером могу только по Кировке прогуляться.
![Каждый спектакль Чербаджи – фантазия, волшебство, яркие краски](https://n1s1.hsmedia.ru/a8/04/86/a804867d1ec7f97079463d78d1dd179c/656x489_1_880a06eec1867faf32c21861e2b84edc@1200x894_0xICKJzV6j_3882831707564573963.jpg.webp)
– Получается, что вы вернулись в Челябинск спустя полвека, наверное, город показался чужим?
– Нет, я увидел высокий гранитный бордюр вокруг сквера перед театром и вдруг вспомнил дорогу от реки в сторону площади. По-моему, он таким и остался – этот гранитный бордюр. Мы всё время мимо него бегали купаться на Миасс. Однажды я спросил про это здание с колоннами. И кто-то из ребят мне ответил, что это оперный театр. Я тогда толком не знал, что это за оперный? Поэтому, когда в первый раз приехал в Челябинск ставить спектакль, подумал: «Надо же! Кто бы знал, что я буду здесь работать». В оперном в детстве я не был ни разу, только в драматическом. И очень мне не понравился там спектакль...
![Костюмы не уступают декорациям](https://n1s1.hsmedia.ru/9a/df/9c/9adf9c4e1a95a9b042ecc508c87d1098/656x463_1_ab56cc5791169d737b2dc3fbdde441ea@1200x846_0x08wa3jUY_9172673839611363511.jpg.webp)
– Почему?
– Смотрели сказку «Конёк-Горбунок», на сцене были какие-то крашеные фанерки... Мне всё это ужасно не понравилось. Я потом долго в театр вообще не ходил. Наверное, лет в 16–17 меня случайно затащили в Одесский оперный театр, с тех пор я работаю с оперными театрами. (Смеется.)
![Во всем чувствуются традиции школы Большого театра](https://n1s1.hsmedia.ru/e4/de/a9/e4dea925671d16714cfd0178d312a7b0/656x459_1_5eac03d53d7ceb724ef08514e1df7406@1200x838_0x1llK04mM_1618179735725004279.jpg.webp)
– Как попали в Большой?
– Был в свое время всесоюзный конкурс – Большой театр набирал стажёрскую группу: музыкантов, художников, артистов. И я прошёл. Поработал немного стажёром художника и решил уехать – не моё. Но был в Большом театре замечательный главный художник Валерий Яковлевич Левенталь, который сказал: «Возьми отпуск, погуляй, потом посмотрим». Я «погулял» и вернулся.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a4/e8/6b/a4e86bfd327395c14e5589f8714de568/656x437_1_e2ea9fc5f7294f0d8a3925de01869a1d@1200x799_0xAZ4QJIMY_9892077284253525096.jpg.webp)
– Все ваши балеты, поставленные на нашей сцене, – это просто сказка! Это реакция на фанерного «Конька-Горбунка»?
– Это точно, особенно я люблю ставить спектакли для детей. Я к ним в десять раз серьёзнее отношусь, хочется сделать так, чтобы дети сидели с открытыми ртами весь спектакль. Вот тогда им захочется прийти в театр ещё и ещё.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5d/ff/c6/5dffc6eb86f782cdbd9cdadecc25a23b/656x443_1_4f1735080d2cef17c2c9547334750b78@1200x810_0xTZborvAj_8419049638653284713.jpg.webp)
– Вы только что поставили «Пахиту» – это балетная классика, миллионы постановок, казалось бы, всё уже давно придумано и сказано.
– Но мировые шедевры – жемчужины во всех отношениях. Сама музыка будит фантазию. Разве такую музыку можно «одеть» в какой-нибудь ширпотреб? Хочется, чтобы каждый, кто придёт на спектакль, открытие для себя сделал. Иногда человек годами ходит мимо какого-то здания и не видит его красоты, вдруг это здание заново покрасили или солнце его осветило, и этот человек останавливается в изумлении! Художник обязан такое пространство придумать, такой фантастический мир, чтобы всё – и музыка, и танец – изумили зрителя. Мир, которого зритель ещё никогда и нигде не видел. И очень важно не повториться, поэтому я знакомлюсь со всем, что было до меня в русской, советской и мировой классике, и придумываю своё. Стремлюсь сделать лучше.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/60/89/a8/6089a8e686abac0890846b1e8e0e816a/656x443_1_2175c08bf70c41a7eddc4160073e6a3b@1200x809_0x1rKTddKX_5584088104747201797.jpg.webp)
– А ещё вы любите менять декорации прямо на глазах зрителей, это как спектакль в спектакле.
– Лев Бакст говорил о том, что декорации должны быть большим красивым букетом, а потом нужно раскрывать отдельные цветы этого букета – один за другим: артистов, солистов. Вот так букет начинает оживать. Я с ним солидарен, поэтому пытаюсь создавать такие букеты. Но при этом художник обязан помнить, что его пространство не должно противоречить музыке и мешать артистам. Поэтому перемены декораций должны происходить быстро, легко и красиво.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7c/6d/ae/7c6dae76f1e815a00f7a9cdc530b3f13/656x474_1_fc9a6ca8142b813466f139d7e9db49d5@1200x867_0xd4pbxkrI_4674478405489383149.jpg.webp)
– В театре возникает всеобщий трепет, когда спектакль ставит Дмитрий Чербаджи. Все знают, как скрупулёзно вы относитесь к воплощению своих эскизов и макетов.
– Если хочешь, чтобы всё было сделано так, как ты придумал, ты должен это так преподнести, чтобы у работников театральных цехов возникло желание сделать даже лучше, чем ты придумал. Чтобы им интересно было работать. Это школа Большого театра. Я работал с такими художниками, как Симон Вирсаладзе, Валерий Левенталь, Николай Золотарев – всё это великолепные мастера. И я видел их отношение к работе, из рук в руки они это передавали. И этот трепет к профессии, к ремеслу. А если ты халтуру сделал, то халтуру и получишь.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/79/aa/0c/79aa0c84e41438fdab6a0ee57533c458/656x515_1_876db6153b301d2c1363ed6268cf7a8a@1200x942_0xCZfkc4oQ_7250353515778691284.jpg.webp)
– Сколько на «Пахиту» времени потратили?
– Очень большой спектакль, с весны над ним работал. Какой-то он безразмерный – много картин, много перемен. Надеюсь, зритель будет удивлён.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e3/fc/77/e3fc7784bc9bf55b8fb45c46be297913/656x465_1_68782ea6697c5ca1a4e2234e09c1a240@1200x850_0xEln3OzrT_9377650570791984568.jpg.webp)
– Немного расскажите про Одессу, поскольку там вы жили долго, институт там окончили. Важно для художника прочувствовать и понять такой город?
– Думаю, да. Когда в Одессе цветёт белая акация, когда воздух пропитывается этим «наркотическим» воздухом, когда люди ходят по городу, опьяненные этим ароматом, кажется, что и мозги как-то по-другому начинают работать, глаза по-другому видеть. А ещё и море! Колоритный, очаровательный город. В прошлом году там была у меня премьера, в оперном театре мы с Генрихом Майоровым делали балет «Чиполлино». Один из красивейших в мире театров, где сохранён головинский (художника Александра Головина. – Прим. авт.) занавес, они его отреставрировали. В Мариинском театре он выполнен в голубом цвете и золоте, а в Одессе занавес красный с золотом. А вот городом мало занимаются, в центре Одессы всё рушится. Меня даже предупредили, чтобы близко к зданиям не подходил.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b1/0b/08/b10b081ca7ec35bd769d097e80a79d63/656x458_1_190b89769e74c2c96750399183ceed06@1200x836_0xlxO4ygz6_7302313463968520599.jpg.webp)
– У художников свой взгляд на архитектуру. Челябинск вам, скорее, нравится или наоборот?
– Мне нравится пешеходная улица, вечером по ней люблю пройтись, симпатично всё так. Площадь нравится, наверное, потому что осталась такой, какой я её в детстве запомнил. Мне нравится, что молодое поколение начинает ценить старую архитектуру, что появляются волонтеры, которые хотят всё это сохранить, борются за старые особняки. Я понимаю, что жизнь меняется, что хочется строить своё, новое. Стройте, но сохраните при этом очарование разных эпох, разных стилей! Люди должны чувствовать глубину времени, это очень важно. Молодец Назарбаев – взял и построил в степи новую столицу, не стал Алма-Ату ломать.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/66/f6/79/66f6793ff795de7fbe6a1ac4f955aee8/656x471_1_52b9d7ad09323e9fa5a99555ff265e3f@1200x861_0xr8gT6L0a_3836295046372363902.jpg.webp)
Балет «Пахита в постановке балетмейстера Юрия Клевцова, художника Дмитрия Чербаджи, дирижера Евгения Волынского можно увидеть 18 октября и 3 ноября в 18:30.
Академик Российской академии художеств, известный театральный художник Дмитрий Чербаджи родился в Челябинске в 1949 году. Учился здесь до пятого класса, затем семья переехала в Одессу. Окончил художественно-графический факультет Одесского педагогического института. Одержав победу во всесоюзном конкурсе, был зачислен в число стажёров Большого театра СССР. Работает с балетмейстером Юрием Григоровичем и другими известными режиссёрами. В России и за рубежом поставил более 70 спектаклей. Преподаёт в театральной мастерской Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова. В Челябинском театре оперы и балета им поставлены спектакли: «Синдбад», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Баядерка», «Белоснежка и семь гномов», «Дон Кихот», «Эсмеральда» и «Пахита».
Фото: Людмила Ковалева, из архива оперного театра