Рынок таксомоторных перевозок Челябинска не терпит покоя. Ещё один сервис такси заявил о планах покорить столицу Южного Урала. Как стало известно 74.ru, в середине октября в нашем городе начнёт работу «Таксфон – Народное такси». Создатели новой системы утверждают, что вызов машины и поиск клиентов станут возможными без посредников. А само мобильное приложение будет действовать по принципу BlaBlaCar – как площадка, объединяющая попутчиков. Эксперты соглашаются с тем, что у рынка такси в Челябинске большой потенциал для роста. При этом они сомневаются в эффективности бизнес-модели «попутчиков» внутри одного города.
Разработчик новой электронной системы управления таксомоторным бизнесом «Таксфон» Ярослав Шестопалов родом из Магнитогорска, но строит компанию как федеральную и даже в данный момент выходит на европейский рынок.
– С нашим мобильным приложением вызов такси и поиск клиентов стали возможными без посредников и услуг диспетчерских фирм, – рассказал 74.ru владелец компании «Таксфон – Народное такси» Ярослав Шестопалов. – Это программный комплекс, ключевой элемент которого – личный кабинет владельца таксопарка. Мы не организовываем таксопарки, а разрабатываем решения в помощь партнёрам-франчайзи. Водители приобретают франшизу и создают свою пользовательскую сеть. При этом они будут получать процент с каждого привлечённого водителя и дополнительные бонусы.
Сервис уже тестируется в Уфе, Сочи, Севастополе, Хабаровске, Челябинске, Магнитогорске, Оренбурге, Златоусте, Усть-Катаве и Кусе. Мобильное приложение специализируется на попутных перевозках.
– Площадка объединяет водителей и пассажиров, которым по пути. Это своего рода социальная сеть, – рассказала один из официальных партнёров компании «Таксфон» в Челябинске Ксения Гаевая. – Пассажиры могут выбирать машину и водителя, предлагать свою цену за поездку. Водитель даёт код активации пассажиру, и все заявки будут поступать в первую очередь этому водителю. При этом ему не нужно платить комиссию за заказы, с него взимается только фиксированная абонентская плата в сутки.
Среди преимуществ нового сервиса разработчики называют то, что водитель сразу видит точку прибытия и стоимость поездки. Человек за рулём может отказаться от заявки без всяких штрафов, но и стоять весь день на месте ему невыгодно.
– Наша задача – держать нейтралитет между водителями и пассажирами и создавать рыночные механизмы, удобные и выгодные всем участникам перевозок, – добавляет Ярослав Шестопалов.
Представитель компании BlaBlaCar в России Сергей Авакян-Ржевский не готов комментировать появление новых игроков на рынке такси в Челябинске.
– BlaBlaCar – это райдшеринговый (в переводе с английского – совместные поездки) сервис, – объяснил он. – Мы не работаем на рынке такси, у нас нет своих водителей. Нашим сервисом пользуются простые автовладельцы, которые за символическую плату готовы подвезти попутчиков, компенсируя тем самым расходы на топливо, но не получая выгоды.
Директор по коммуникациям Uber в России и СНГ Ирина Гущина отметила, что в Челябинске работает значительное число игроков как среди онлайн-сервисов, так и среди традиционных служб такси. Но все ещё есть значительный потенциал для роста.
– В Челябинске рынок может вырасти в четыре-пять раз, что делает его весьма привлекательным для новых игроков в транспортной сфере, в том числе для игроков в области райдшеринга – совместных поездок, – считает Ирина Гущина. – Что касается фиксированной абонентской платы для водителей, мы придерживаемся иного принципа в работе с партнёрами и сотрудничаем на основе комиссии. В основе нашего партнёрства с водителями – гибкость: водители сами решают, где, когда и на сколько подключиться к платформе. Кто-то выбирает полноценный рабочий день, а кто-то подключается к Uber на несколько часов в неделю, совмещая с другими проектами.
По словам представителя Uber, около 90% водителей отмечают, что возможность самим управлять своим временем – ключевое для них преимущество. Ирина Гущина считает, что фиксированная абонентская плата за сутки не обеспечивает такой гибкости, например, не позволяет работать несколько часов в неделю.
В основе бизнеса такси лежит желание одного человека уехать, а другого – увезти. И для реализации этого желания нет никаких преград, говорят игроки рынка. Неслучайно в соцсетях существуют тысячи сообществ для поиска попутчиков, появляются мобильные сервисы.
– В модели бизнеса «назначаешь цену сам» для пассажира удобно лишь то, что он может предложить минимальную стоимость поездки. Но это вызывает ряд неудобств для него же самого, – считает начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников. – Если он неправильно оценит стоимость поездки, придётся долго ждать автомобиль и увеличивать цену, торговаться. В результате пассажир может уехать дороже, чем с сервисом заказа такси, где не требуется дополнительных договоренностей. Низкая цена всегда там, где конкуренция, а не лозунги об этом.
Эксперт напоминает, что пользователь привык получать готовую услугу «в одно касание». Павел Стенников предполагает, что у стартапа будут свои поклонники, но массовости, залог которой – удобство, простота, понятность, скорость, как у крупных сервисов, ему будет сложно достичь.
Напомним, в прошлом году в Челябинске начала работать большая тройка мобильных агрегаторов услуг такси – Gett, Uber и «Яндекс.Такси», что привело к усилению конкуренции между службами заказа. Оборот рынка услуг такси в столице Южного Урала, по данным Gett, составляет около четырёх миллиардов рублей в год.
Фото: Ярослав Шестопалов