Рабочий день Романа Султанова проходит в одном из самых больших заводских цехов металлургического предприятия. Он следит за загрузкой шихтовых материалов в бункеры, орудует лопатой и кувалдой. А в свободное время молодой человек садится на велобайк и штурмует трамплины на трассе, которую построил вместе друзьями. 74.ru продолжает серию публикаций о челябинских заводчанах, их трудовых буднях и хобби.
Если вы знаете интересных людей, работающих на челябинских заводах, и считаете, что о них стоит рассказать на 74.ru, пишите на почту редакции с пометкой «Несуровый Челябинск».
Мужская работа
На заводах Челябинска много молодёжи. Все приходят туда по-разному. Роману 23 года, он учился в радиотехническом техникуме, потом слушал лекции в колледже промышленной автоматики. Ни то, ни другое не увлекло его по-настоящему. И год с лишним назад он пришёл на Челябинский цинковый завод. В соседнем цехе трудится его отец, что, скорее всего, и определило выбор предприятия.
– Я теперь в другой стабильности, – говорит Роман, не углубляясь в пространные объяснения.
Работает он шихтовщиком в вельц-цехе. Это одно из самых крупных подразделений ЧЦЗ. Несколько этажей, лифты, бункеры, самая высокая точка находится на уровне 17-го этажа многоквартирного дома. Вельц-цех работает с сырьём – отходы различных производств нагревают до 1250-1350°С во вращающейся печи и извлекают из них ценные металлы.
– В сырье, которое мы загружаем в печи, есть цинк, индий, кадмий и медь, – перечисляет Роман. – Наша задача – следить за поступлением шихты, чтобы она подавалась в определённых пропорциях, равномерно загружалась и выгружалась.
В итоге получаются два продукта. Это вельц-окись, из которой потом сделают цинк, и медный клинкер – его отправят на переработку, чтобы извлечь золото, серебро и медь.
Автоматика, конечно, присутствует: транспортёрные ленты, тележки и так далее. Но и без ручного труда не обойтись. Так что Роман легко орудует лопатой и кувалдой.
Загружаются печи круглосуточно, любой сбой грозит остановкой производства. Поэтому на каждом этапе нужен контроль. Шихтовщики проверяют, что и где загружается, как идёт по ленте, где выгружается. При необходимости чистят бункеры, чтобы сырьё нигде не застревало, а проходило свободно.
На взгляд постороннего человека, тут шумно и слишком пыльно, нужно постоянно носить маску или респиратор.
– Работа тяжёлая? – интересуюсь я у Романа.
Он пожимает плечами:
– Не знаю, обычная работа, мужская.
Когда потянуло на прыжки
Как и все мальчишки, с детства Роман катался на велике. Однажды друг предложил съездить посмотреть на земляные трамплины, которые кто-то соорудил недалеко от цинкового завода.
– Посмотрел, попробовал – и затянуло, – рассказывает руководитель сообщества райдеров Роман Султанов. – Начал всё чаще и чаще туда ездить. Пробовал прыгать, выполнять различные элементы. Потом разошёлся. У меня появился первый BMX, потом второй, третий и так далее.
Какой по счёту велосипед у него сейчас, Роман поначалу сказать затруднился. Но по нашей просьбе подсчитал – оказалось, уже восьмой.
– Три BMX было с колесами 24 и 26 дюймов, другие модификации, – вспоминает он. – Предпочитаю сам собирать велосипеды. Я в этой теме около восьми-девяти лет, знаю все магазины и мастеров. Если мне приспичило найти какую-то определённую деталь или запчасть, например, зелёные педали – найду именно такие.
Велосипеды для райдеров на вид очень просты, подбираются они по весу, конструкции, маневренным возможностям. Отличительная особенность – усиленная рама, колёса не менее 20 дюймов, отсутствие амортизаторов и переключения передач.
– Заниматься любым спортом дорого, – улыбается Роман, когда я спрашиваю о затратах. – Если ты начинающий райдер, велосипед стоит тысяч 20 плюс защита на 10-30 тысяч рублей. Катаешься на среднем уровне – подороже. А когда тренируешься в полную силу, знаешь, что ты хочешь, то это уже ощутимо бьет по карману. Но когда сильно чем-то увлечён, о цене уже не задумываешься.
Роман вспоминает, что в 2013 году него был самый дорогой велик в Челябинске. Впрочем, и нынешний велосипед райдера тянет на кругленькую сумму – больше 60 тысяч рублей. У него нет ни крыльев, ни тормозов, конструкция по типу BMX, но с большими колёсами и вилкой.
– Для меня катание на велосипеде – это способ выразить себя. Могу сделать сальто назад, сальто вперёд, круг вокруг рамы, да все что угодно, – рассказывает Роман. – В эти моменты я отдыхаю душой. Все эмоции, весь негатив уходят на тренировках.
А трюков в велоэкстриме бесчисленное количество. Совершенствуя мастерство, каждый райдер придумывает новые элементы. Одним из самых сложных трюков считается заднее сальто с оборотом рамы.
– То есть во время заднего сальто я кручу раму по своей оси, держась только за руль, – объясняет Роман. – Также делал 540 градусов с оборотом руля.
По словам Султанова, в Челябинске он единственный, кто крутил на велосипеде переднее сальто без рук. Это было в 2012 году, и до сих пор рекорд никто не повторил.
Роман – парень по-хорошему упёртый. Во время съёмок на набережной Миасса у Торгового центра (туда переехал экстрим-парк от памятника Курчатову) у него не получался один из трюков. И он повторял его снова и снова.
– Да ладно, хватит, – предложили мы с оператором. – В ролик всё не войдет, обрежем неудачное приземление.
Но Роман разгонялся, взлетал на фигуру и в очередной раз в воздухе крутил руль.
– Если я задумал трюк, буду тренировать его до посинения, пока не сделаю, – сказал он. – Пусть устал, пусть потный и вонючий, но всё равно делаешь, пока наконец не исполнишь как надо.
Трасса своими руками
Вернувшись из армии, Роман решил развивать в городе велоэкстрим. По его словам, с каждым годом в Челябинске всё больше райдеров. Соревнования проводятся в Магнитогорске, Екатеринбурге, Первоуральске, Миассе, Трёхгорном. Движение пополняется, тянутся мальчишки 10-12 лет, приходят парни постарше.
В конце сентября Роман с друзьями завершили строительство специальной трассы для райдеров в Металлургическом районе. Она находится на территории автодрома «Молодёжный». Проект трамплина Роман привез из Екатеринбурга, где видел его вживую. Ребята сами разравнивали земляные валы, сооружали фигуры из бруса и фанеры.
– Начинали трассу втроём, отдельные люди подключались на разных этапах, – говорит Султанов. – Уже протестировали площадку – всё нормально. Трамплины рассчитаны на спортсменов с разной подготовкой. Начинающие могут просто прыгать с определённой амплитудой. А профессионалы оценят раздолье для любых трюков – от прокрута рамы до сальто вперёд или назад.
На площадке у Торгового центра фигур, конечно, больше – штук 15. На ЧМЗ – всего пять, но зато они более сложные и безопасные. Конечно, получить травму можно везде. Роман признаётся, что весь переломан – руки, ноги, шрамы на лице.
– Первый раз, когда сильно разбился, у меня не было правой стороны лица вообще, сломал левую руку, – вспоминает Роман. – Но в каждом спорте свои трудности. Как только поправился, купил новый велосипед. Меня здесь больше всего привлекает свобода.
У челябинских райдеров теперь появился зимний парк и возможность кататься в любое время года.
– Фактически мы своим примером показываем: курить – это не круто, – говорит Роман Султанов. – Иди лучше покатайся, покажи, на что ты способен. Это намного интереснее.
Между прочим в этом году «ВМХ фристайл парк» официально стал олимпийским. Первые Игры пройдут через три года в Токио. И может быть, в обозримом будущем в большом спорте появится какой-нибудь челябинский мальчишка, делавший первые прыжки именно на этом трамплине.
Кстати, у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Дмитрий Сиваш